пятница, 28 ноября 2014 г.

ОГЭ Замена словосочетания синонимичным (подготовка к заданию 7)

Данный пост посвящён заданию 7.
Рассмотрим варианты формулировки этого задания.

Вариант 1
Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



Вариант 2
Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Для тренировки предлагаю выполнить некоторые УПРАЖНЕНИЯ.

Предварительно рекомендую повторить ТЕОРИЮ по данной теме.

Ну а эти СОВЕТЫ помогут  вам избежать ошибок при выполнении упражнений:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.

4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.


Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).


Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

А теперь попробуйте сами!

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
6. приморский парк -
7. клетчатый шарф –

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
6. гостиница при вокзале -
7. костюм в полоску –

8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –

13.собака с гладкой шерстью -
14.ружьё с двумя стволами -
15.парень с рыжими волосами -
16.особняк в три этажа -
17.девушка двадцати лет -

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил -
7. бесшумно едет -
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием -
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука -
9. поступил без жалости -

Ответы для самопроверки ЗДЕСЬ!

56 комментариев:

  1. Анонимный25 мая 2011 г., 4:40

    БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный25 мая 2011 г., 7:54

    Отлично)
    Огромное спасибо за старание)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень хорошие задания. Обязательно использую на уроке. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое, что очень понятно и доступно объяснили!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое очень помогли!!!!!!!!))))))

    ОтветитьУдалить
  6. а почему не "озиралась с грацией"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Данные задания я брала из тренировочных тестов, а там был именно этот ответ (озиралась с грациозностью). Но, на мой взгляд, "озиралась с грацией" - тоже приемлемый вариант.

      Удалить
  7. Словообразовательная цепочка выглядит так: грация - грациозный (+ суффикс -озн-) - грациозно (+ суффикс -о-) и грациозность (+ суффикс -ость-). Поэтому для слова "грациозно" "роднее" будет "грациозность". Беспалова Т.В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё правильно, Татьяна Васильевна, но я сомневаюсь, что 9-классники будут проводить словообразовательный анализ, выполняя это задание. Как показывает практика, большинство из них склоняются к варианту "озиралась с грацией", и большой ошибки, на мой взгляд, в этом нет, с точки зрения построения словосочетания всё сделано верно.

      Удалить
  8. Марина Анатольевна, я тоже не вижу в этом ошибки, просто уточнила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Васильевна, я Вам очень благодарна за консультации!

      Удалить
  9. Анонимный13 мая 2012 г., 6:40

    Марина Анатольевна,при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ),а если написать "чертой у бабушки" правильно будет???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, неправильно, т.к. предлог "у" в данном случае неуместен, т.к. зависимое слово "бабушки" должно отвечать на вопросы чьей? кого?: чертой чьей? кого? бабушки.

      Удалить
    2. Анонимный14 мая 2012 г., 5:43

      НО: стальными перьями-согл.
      перьями из стали-управ.
      а в этом случае почему предлог уместен???ведь здесь тоже самая...

      Удалить
    3. Перья сделаны из стали, а черта принадлежит бабушке.

      Удалить
  10. Марина Николаевна, спасибо за рекомендации. Но у меня ещё вопрос. Наша учительница требует, чтоб мы ставили словосочетание в начальную форму (сущ в им.п. , глагол в инфинитив). То есть ваш пример, по её мнению, должен звучать - черта бабушки. Так как всё таки писать: начальную форму или предложенную составителями? Подскажите, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный3 июня 2012 г., 8:51

    Подскажите, пожалуйста, а "кусты сирени" - это "сиреневые кусты"?

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный4 июня 2012 г., 3:11

    большое спасибо, ваш сайт очень помогает))
    завтра ГИА, надеюсь сдам)

    ОтветитьУдалить
  13. подскажите как будут выглядеть ответы, если это неделимое словосочетание, например: Двухэтажное здание?

    ОтветитьУдалить
  14. школьный вестибюль

    ОтветитьУдалить
  15. вестибюль школы

    ОтветитьУдалить
  16. Даны два словосочетания с местоимениями: пригласить его в гости (пригласить его - это управление), а звучала его песня (его песня- это согласование или примыкание)? Разъясните,пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут быть ЛИЧНЫМИ (если отвечают на вопрос КОГО? и вопрос задаётся от глагола: увидел (кого?) его, её, их) и ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ (если отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и вопрос задаётся от существительного: книга (чья?) его, её, их). Таким образом, в случае, если зависимое слово в словосочетании выражено личным местоимением ЕГО, ЕЁ или ИХ, тогда способ связи слов будет управление, а если притяжательным ЕГО, ЕЁ или ИХ - примыканием, потому что, как бы мы не меняли главное слово, зависимое сохраняет свою форму: и.п. - его книга, р.п. - его книги, д.п. - его книге, т.п. - его книгой, п.п. - о его книге.

      Удалить
    2. Спавибо, теперь всё понятно.

      Удалить
  17. Подскажите пожалуйста как заменить словосочетание "стороны моря" на синонимичное словосочетание со связью согласование?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Находим главное слово: стороны. Его оставляем без изменений. Зависимое слово "моря" выражено существительным, а нужно, чтобы оно было выражено прилагательным. Образуем от существительного "море" прилагательное: морской. Согласуем его с главным словом и получаем необходимое словосочетание: морские стороны.

      Удалить
  18. Добрый Вечер!))Пожалуйста помогите со словосочетанием "удивлённо сказал",со связью управление.Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
  19. Помогите со словосочетанием "удивленно сказал"со связью управления

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное слово "сказал" оставляем без изменения, а зависимое слово - наречие - заменяем однокоренным существительным с предлогом, получаем: сказал с удивлением.

      Удалить
  20. Замените словосочетание «мамины родственники», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление.

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный2 июня 2013 г., 12:12

    Большое спасибо за подробное обяснение. Все ясно. Очень помогли. в учебниках не встречал такого чёткого обяснения правила, поетому и не мог выучить. Просто отлично.

    ОтветитьУдалить
  22. Анонимный3 июня 2013 г., 10:12

    нужно заменить словосочетание «бессонных ночей»,
    построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
    связью управление. помогите!!

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный2 июля 2013 г., 11:08

    Я с трудом ворошу школьные воспоминания по русскому языку для скорого поступления на второе высшее... но проще и понятнее, чем на Вашем сайте, я не встречала правил ни в одном учебнике! Всё вспомнила за несколько минут, более того, уяснила без проблем то, что с трудом запоминала в школьные годы. Марина Анатольевна - Вы умница, спасибо Вам необъятное.
    Анастасия.

    ОтветитьУдалить
  24. Вот ведь беда - "Его появление". Сказано, что связь - примыкание. А зависимое слово - местоимение...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если зависимое слово выражено притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ, тогда способ связи - не управление, а примыкание. Если эти местоимения личные, тогда связь - управление. Отличить притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ от личных можно так: притяж. отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и относятся к сущ.: портфель (чей?) его, её, их; личные мест. отвечают на вопрос КОГО? и относятся к глаголу: увидел (кого?) его, её, их.

      Удалить
  25. Как записать ответ, если в бланке не хватает клеток, например, озиралась с грациозностью 23 буквы, а клеток 17

    ОтветитьУдалить
  26. Цветочную синь на примыкание

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Синь цветов)

      Удалить
    2. При примыкании зависимое слово выражается следующими частями речи: наречием, наречием в сравнительной степени, деепричастием, инфинитивом, прилагательным в сравнительной степени, неизменяемым прилагательным, притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ, сущ.- несогласованным приложением. В вашем примере зависимое слово "цветов" - сущ. в падежной форме, значит, это не примыкание, а управление. На ум пришёл такой вариант: цветёт синея.

      Удалить
  27. Прощу ответить :(
    Словосочетание " смущенно сказал " построенное на основе примыкания переделайте на управление

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. сказал со смущением (зависимое слово-наречие надо заменить существительным с предлогом)

      Удалить
  28. Помогите со словосочетанием "дела взрослых" переделать на синонимичное словосочетание со связью управление. Заранее спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть, надо переделать на согласование? Это и так управление )) Если на согласование, то словосочетание будет звучать так: взрослые дела.

      Удалить
  29. Перерыли все источники и посмотрели тему на сайте Интерурок, который Вы рекомендуете, но поняли тему только здесь. Огромное спасибо от бабушки и внука!

    ОтветитьУдалить
  30. "Цветочную синь" заменить синонимичным словосочетанием со связью управление.

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!