суббота, 3 июля 2010 г.

Образец сжатия текста по демонстрационному варианту 2009 года

По-моему, к сжатому изложению мы уже подготовились основательно: во-первых, знаем, какое изложение называется сжатым; во-вторых, владеем способами сжатия текста; в-третьих, у нас есть памятка о том, как писать сжатое изложение. Теперь осталось только посмотреть, как всё это делается на практике.

С этой целью я и публикую этот образец сжатия текста. Вы увидите собственными глазами, как текст из 252 слов превращается в текст из 100 слов.

Итак, читаем и учимся!

Образец сжатия текста по демонстрационному варианту 2009 года
 с использованием предложенной памятки для учащихся
“Как писать сжатое изложение”

Исходный текст

     Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

     Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. на этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

     И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

     Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка - всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

(По материалам периодической печати, 252 слова)

Первый этап (первое прочтение текста)

1. Определите тему. Ответьте на вопрос: “О чём текст?” (по ключевым словам).

Текст о личных качествах человека, которые помогают ему добиться успеха в жизни.

2. Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: “Зачем автор его написал?”, “Какую мысль хотел выразить?” (по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль).

Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо развивать не только интеллектуальные, но и эмоциональные способности через восприятие искусства.

(Авторская позиция раскрывается в тезисе - последнем предложении).

3. Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста), особенности построения текста. Ответьте на вопрос: “Какую коммуникативную задачу решал автор текста?”. Определите структуру текста.

Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о личностных ценностях, автор призывает читателей к всестороннему развитию, а не только интеллектуальному. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.

Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства - вывод.

4. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их (по композиционной структуре). Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Вступление 

Недавно считалось, что успех в жизни человека зависит от его интеллектуальных способностей.
Основная часть 
Оказывается, интеллектуальные способности - это только фундамент успеха.
Человеку ещё необходимо умение понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.
Заключение
Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо через восприятие искусства развивать эмоциональный интеллект.

Второй этап (второе прочтение текста)

1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.

В данном тексте четыре абзаца, совпадающих с микротемами.

2. Запишите кратко содержание каждого абзаца (микротемы). Ответьте на вопросы: “Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?”, “Какие предложения являются основными?”.
В качестве примера сжатия текста приводится такой приём, как ИСКЛЮЧЕНИЕ избыточной информации.


1 абзац - 1 микротема
Недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
2 абзац - 2 микротема
Сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
3 абзац - 3 микротема
Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.
4 абзац - 4 микротема
Эти качества человек может в себе развить через восприятие искусства. Кино, театр, музыка - всё вызывает эмоции, заставляет переживать, обогащает личность. У людей развивается “эмоциональный интеллект”, то есть сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей личности.

3. Соедините абзацы в текст, сохраняя абзацное членение, проверьте ещё раз.

    Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.

    Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
    Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.
    Эти качества человек может в себе развить через восприятие искусства. Кино, театр, музыка - всё вызывает эмоции, заставляет переживать, обогащает личность. У людей развивается “эмоциональный интеллект”, то есть сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей личности. (100 слов)

Образец я взяла отсюда: Левченко О.С., Тишина Т.Н. "Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс" Омск 2009

В более удобной форме (в виде таблицы) данный материал изложен в статье, которую можно скачать здесь:

21 комментарий:

  1. хороший анализ

    ОтветитьУдалить
  2. если в тексте автор говорит от своего имени и использует слово я, то нам нужно писать от третьего лица?

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо!
    очень помогла
    наглядно понять!

    ОтветитьУдалить
  4. Помогите пожалуйста,при написании сжатых изложений,я постоянно допускаю ошибки в запятых...Помогите пожалуйста с правилами...

    ОтветитьУдалить
  5. спасибо,надеюсь я здам)

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный9 мая 2011 г., 13:11

    помогите!!!не могу правильно определить микротемы в тексте,что делать???

    ОтветитьУдалить
  7. С определением микротем проблем не должно быть на экзамене, т.к. учитель, читающий текст для изложения, должен делать большие паузы между микротемами.

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный10 мая 2011 г., 8:07

    нам говорили,что на гиа текст может зачитывать кто угодно(учитель физкультуры,истории и т.д.)не думаю,что они будут делать паузы и как-то помогать интонацией:(

    ОтветитьУдалить
  9. Вам неправильно сказали. Или вы не так поняли. Это ассистентами могут быть любые учителя, кроме филологов. А текст должен читать только учитель русского языка. Требования такие к чтению текста: текст читается 1-ый раз в течение 10 мин. в медленном, расмеренном темпе. Чтение должно быть выразительным. Между микротемами учителем делаются длительные паузы. Потом 5 минут даётся 9-классникам на осмысление прочитанного текста. Затем текст читается второй раз, тоже в течение 10 минут и тоже в медленном темпе. Потом учитель должен покинуть кабинет. Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями. Если правила проведения экзамена будут нарушены, вы мжете подать апелляцию.
    Источник данной информации: "Готовимся к ГИА по русскому языку" (пособие для учителя) Левченко О.С., Тишина Т.Н.Омск 2009 год.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный25 мая 2011 г., 10:17

    в даннном тексте целесообразнее было бы использовать способ сжатия упрощение

    ОтветитьУдалить
  11. хех)))а мы вот буквально дня три назад,писали это сочинение.у меня 4.4....было сложновато.

    ОтветитьУдалить
  12. Уважаемая Марина Анатольевна, я хорошо понимаю изложение, понимаю как сжимать, но записывать не успеваю. Тем более, что текст читается компьютером в течении 2 мин. 20 секунд(достаточно быстро). Пока пишу одно предложение, начинает звучать другое и оно выбивает из памяти первое.
    Подскажите пожалуйста что мне делать?
    Заранее большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  13. Попробуйте записывать не всё подряд, а самое главное. А слова можно сокращать.

    ОтветитьУдалить
  14. очень нужно сжатое изложение помогите
    Текст
    Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком.
    Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.
    Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у меня такое же (( помогите пожалуйста!

      Большое спасибо!

      Удалить
    2. Публикую ссылку на материалы по подготовке к сжатому изложению: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/search/label/%D0%A11%20%D0%A1%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
      Вам необходимо их изучить, чтобы справиться с написанием изложения.

      Удалить
  15. Анонимный22 мая 2012 г., 5:34

    Нам говорили что текст будет читать не человек. И из-за этого я не могу правильно определить микротемы в тексте,что делать???

    ОтветитьУдалить
  16. нам дадут текст на руки! странно ) очень боюсь не сдать экзамен по русскому языку !!

    ОтветитьУдалить
  17. Завтра у меня перездачай по русскому языку,1 раз написал на 2/2.Первая оценка за тесть, а вторая за тексть который дали нам на руки и мы должны били его сократить,из 145 слов до 80-90.У меня что-то не получилось сказали утеряна главная мысль,помогите пожалуйста как правельнее все зделать,а главое сократить текст.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите эту презентацию: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/02/blog-post_14.html#more
      Есть ещё материалы для подготовки к сжатому изложению: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html#more

      Удалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!