четверг, 30 октября 2014 г.

ОГЭ Средства речевой выразительности (подготовка к заданию 3)

Статья содержит теоретический материал и ссылки на онлайн-тесты.

Для того чтобы успешно выполнить задание 3 теста ОГЭ-2015, нужно знать определение следующих средств выразительности:



1. МЕТАФОРА – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными.

Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.




2. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.


3. ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями.


Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.


НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.


Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)



4. СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:


  • а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ПОДОБНО (в значении союза КАК)                     Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
  • б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
  • в) существительным в Т.п.                                 Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.


5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение.


Например: Я тебе миллион раз говорил.




6. АНТИТЕЗА – противопоставление, основанное на параллелизме.

Например: Они сошлись. Волна и камень,

                 Стихи и проза, лёд и пламень.


7. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов.


Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса


Данный материал вы можете посмотреть и в виде презентации, которая содержит образцы экзаменационных заданий по данной теме.



Онлайн-тесты:



55 комментариев:

  1. помогло.спасибо)

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогая Марина Анатольевна! Спасибо Вам огромное за ваш блог! Замечательный!

    ОтветитьУдалить
  3. ОЧень помогает Спасибо большое!!!!!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо за блог!

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный4 мая 2011 г., 9:56

    Очень хороший блог. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный17 мая 2011 г., 8:44

    Огромное спасибо))) Все доступно и понятно!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный20 мая 2011 г., 7:40

    хороший блог! вот только тут не совсем понятно где что можно найти)
    плохо ориентируюсь пока :)

    ОтветитьУдалить
  8. Воспользуйтесь рубрикой "Темы блога"!

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный22 мая 2011 г., 2:51

    Марина Анатольевна, а вот кроме этих средств речевой выразительности могут встретиться и другие на экзаменах?

    Алина

    ОтветитьУдалить
  10. Насколько мне известно, на экзамене задание С2.1 будет только про знаки препинания.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный22 мая 2011 г., 3:01

    Спасибо :)

    Алина

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный22 мая 2011 г., 7:08

    Большое спасибо. Ваш блог очень помогает с подготовкой к ГИА

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный22 мая 2011 г., 8:27

    Уважаемая Марина Анатольевна!
    Скажите, пожалуйста, какая разница между метафорой и олицетворением?
    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  14. Анонимный24 мая 2011 г., 4:49

    Спасибо огромное столько искал материал, а тут сразу и так понятно! Спасибо ОГРОМНОЕ.

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный24 мая 2011 г., 9:57

    Спасибо огромное за блог))))очень помогает!!!)

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо миллион раз!
    P.S Теперь я знаю, что это гипербола:)

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный25 мая 2011 г., 10:07

    Большое спасибо, очень помогло с понятием задания А3!!!))

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо Вам, Марина Анатольевна! Блог замечательный!

    Я – не школьник, не студент, но взрослый человек, почерпнул много нового. И это новое поможет мне в моей журналистской деятельности.

    С почтением, Иван Дмитриев.

    P.S. Стремлюсь уже применять риторические приемы на практике. Перефразирую великого, напишу, что сделать текст выразительным - наша задача!

    ОтветитьУдалить
  19. Иван, я благодарю Вас за комментарий! Очень приятно знать, что материалы моего блога приносят пользу не только школьникам =)

    Желаю Вам творческих успехов и достижения поставленных целей!

    ОтветитьУдалить
  20. Марина Анатольевна, скажите, пожалуйста, "визг колес" - это олицетворение или метафора? И как их различать?

    ОтветитьУдалить
  21. Без контекста трудно сказать, что это такое, но, скорее всего, это метафора. Порой бывает трудно отличить метафору от олицетворения, и это не случайно, ведь олицетворение - один из видов метафоры, в обоих случаях выражение имеет переносный смысл, но надо помнить о том, что при олицетворении неодушевлённому предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не просто свойства живого существа, а именно человеческие), задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком.

    ОтветитьУдалить
  22. Анонимный8 марта 2012 г., 5:00

    Спасибо, очень помогли)))

    ОтветитьУдалить
  23. А чем отличается лексический повтор от анафоры?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лексический повтор - это повтор одного и того же слова или словосочетания, а анафора - это повтор слова или звуков: ЗАДРемали звёзды золотые, ЗАДРожало зеркало затона.

      Удалить
  24. Нифигасибе ,столько лет русский изучаю, нифига не понятно, тут открыл сайт и всё , как прочёл, понял ВСЁ!!спасибо вам, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  25. "Все флаги в гости будут к нам" - это, мне кажется, скорее синекдоха. Кстати, этого тропа я у Вас не увидел. Синекдоха - это перенос значения на целое с какой-либо части. Например, из "Золотого телёнка": Гувер - это голова, и Ганди - это голова... Или "у него есть волосатая рука" - говорят о ком-нибудь, кто поступил в институт по блату, понимая под рукой - какого-либо влиятельного человека.

    А метонимия - это перенос значения слова, но не образный, а по смежности понятий. Когда говорят "Вся школа гуляет" - то имеют в виду не саму школу, как учреждение, а учеников и преподавателей.
    Или, то же самое: "Съешь эту тарелку", или у Пушкина: "Самые обыкновенные риторические фигуры и тропы останавливали критика: можно ли сказать стакан шипит вместо вино шипит в стакане?" Вот пример метонимии

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный22 мая 2012 г., 6:05

    а что из этого относится к лексическим средствам, а что к синтаксическим?

    ОтветитьУдалить
  27. На мой взгялд, материал слегка перегружен для задания А3. Там кроме метафоры, фразеологизма и сравнения редко встречаются другие тропы. Для ЕГЭ же - самое то. И один вопрос: автор текста, определений и примеров - вы? Хорошо бы подписывать)))

    ОтветитьУдалить
  28. Большое спасибо за полезный материал!!!

    ОтветитьУдалить
  29. Анонимный26 мая 2014 г., 19:08

    Марина Анатольевна, блог очень хороший, но в этой теме есть недоработки, прошу принять к сведенью.

    ОтветитьУдалить
  30. Анонимный2 июня 2014 г., 1:14

    Марина Анатольевна, как отличить метафору от олицетворения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если неживое наделяется качествами человека - это олицетворение, например: "Взбесилась вьюга злая", "Ель рукавом мне тропинку завесила". В остальных случаях при переносном смысле - это метафора, например: "В саду горит костёр рябины красной".

      Удалить
  31. Анонимный4 июня 2014 г., 23:13

    Подскажите, вот я выбрала как антитеза первое, а в ответах третье, объясните пожалуйста, почему.
    А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
    противопоставление.
    1) Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
    2) «Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым.
    3) Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...
    4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Основа антитезы - антонимы. В первом предложении их нет, а в 3 есть: Геракл и "этот молодой человек", "храбрец" и "трус".

      Удалить
    2. Анонимный5 июня 2014 г., 10:38

      Спасибо, Марина Анатольевна, теперь всё понятно)

      Удалить
  32. Анонимный5 июня 2014 г., 3:05

    Круто и понятно.

    ОтветитьУдалить
  33. Анонимный5 июня 2014 г., 5:35

    Ответьте на вопрос пожалуйста, если мне было дано слово "ладно" и я подобрала к нему синоним "складно", а в ответах слово "слаженно", это же одно и то же слово, будет ли это считаться, как ошибка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Без контекста сложно сказать. Но, судя по всему, подобранный вами синоним имеет совершенно другой смысл. В трудных случаях советую обращаться к этому словарю: http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/

      Удалить
    2. Анонимный5 июня 2014 г., 10:44

      Спасибо за сайт. Вот предложение, в котором употреблено это слово: "Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:"

      Удалить
  34. Анонимный5 июня 2014 г., 5:38

    И ещё, если мне дано слово "вышвыривая", я подобрала синоним "выкидывая", а в ответах - "выбрасывая". "Выкидывая" и "выбрасывая" это одно и то же слово? И ошибка ли это?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что в данном задании обычно просят подобрать не просто синоним, а стилистически нейтральный синоним. А слово "выкидывая" больше относится к разговорному стилю.

      Удалить
    2. Анонимный5 июня 2014 г., 10:46

      Спасибо)

      Удалить
  35. пожалуйста не могли бы вы помочь разобраться в этом задании
    нужно найти речевые средства выразительности в отрывке
    Погода злая, мрачная, много хуже даже той, китайской, когда Чанг с капитаном встретили друг друга. Несет острым мелким снегом, снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту пустого приморского бульвара и больно сечет в лицо каждому еврею, что, засунувши руки в карманы и сгорбившись, неумело бежит направо или налево. За гаванью, тоже опустевшей, за туманным от снега заливом слабо видны голые степные берега. Мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми чревами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть эпитеты: злая, мрачная; метафора: снег сечёт в лицо; олицетворение: море переваливается; сравнение: чревами; инверсия: погода злая.

      Удалить
  36. только эти могут быть на реальном огэ 2015?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Анатольевна, спасибо за сайт. Хотелось бы уточнить у Вас одно задание. "Мириадами алмазов искрился под месяцем снег". Не могли бы Вы объяснить почему дается ответ "метафора"? Я вижу ярко выраженное сравнение с помощью сущ. В Т.п., выделено два объекта сравнения снега с мириадами алмазов? Почему же это метафора -не могу объянить сыну. Заранее благодарна

      Удалить
    2. Лариса, я думаю, допущена ошибка в ответе. Такое, к сожалению, случается.

      Удалить
  37. Анонимный2 июня 2015 г., 13:38

    Спасибо большое)

    ОтветитьУдалить
  38. Анонимный16 мая 2016 г., 6:32

    Спасибо большое!!!!!!
    Побольше бы таких учителей. Покамись незнаю ни одного такого хорошего учителя как вы был в трёх школах (Простите за грамматику)

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!