пятница, 13 августа 2010 г.

Чередующиеся гласные в корне. Теория (подготовка к заданию А5)

Обновление от 04.12.11
В экзаменационном задании А5 представлены различные задания по орфографии. Одно из них связано с правописанием корней с чередующимися гласными. В КИМах 2012 года оно звучит так:

Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1) блестят     2) укреплялись     3) стоят     4) вливая

Чтобы безошибочно указать номер этого слова, нужно чётко знать все корни, в которых происходит чередование гласных.

На первый взгляд, их немало, но, при желании, выучить вполне реально.

Итак, вспоминаем ТЕОРИЮ!

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:

 1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:

  • -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
  • -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун

2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
  • -лаг-, -лож-;
  • -скак-, -скоч-;
  • -раст-, -ращ-, -рос-
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок

3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:
  • -лож-, -лагА-;
  • -кОс-, -касА-;
  • -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-
  • -минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- 
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта
4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
  • -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
  • -мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

Можно также заглянуть на сайт Грамота.РУ.
Или воспользоваться таблицей (скачать здесь.)

Таблица удобна тем, что теоретический материал представлен в ней компактно: нет ничего лишнего, легко воспринимается зрительно.

На сайте Грамота.Ру вы не только получите полную информацию по данному вопросу, но и сможете выполнить тренировочное упражнение и сразу же сделать проверку ответов.

Мой совет: выполняя тренировочное упражнение, НЕ ТОРОПИТЕСЬ!
Есть вероятность в спешке допустить ошибку.

УДАЧИ!

10 комментариев:

  1. В тесте на Грамота.Ру выполнин правильно 52 из 57 предложений, а вот в задании все равно делаю ошибку. На всякий случай сделал небольшую шпаргалку с корнями =) Большое спасибо =)

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный7 мая 2012 г., 7:27

    Я тоже сделала 52 правильных)

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный22 мая 2012 г., 8:14

    Отличный сайт, шикарные статьи, все доходчиво и понятно, огромная благодарность!

    ОтветитьУдалить
  4. А у меня 56 из 57!УРАААААА!!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Мне кажется, что в 3-й группе -лож и -лага не нужно. Если я не прав, то скажите пожалуйста, почему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выбор гласной в корне -лаг-/-лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от наличия/отсутствия суффикса -а-.

      Удалить
    2. Но ведь и в том и в том случае, пишется одинаково.

      Удалить
    3. Марина Анатольевна, подскажите пожалуйста, есть ли у вас статейка, в которой можно было бы найти сложные предложения с разными видами связи?

      Удалить
  6. Марина Анатольевна, подскажите пожалуйста, есть ли у вас статейка, в которой можно было бы найти сложные предложения с разными видами связи?

    ОтветитьУдалить
  7. Перед Г напишем А, получается АГА. Перед Ж напишем О, это знаем мы давно!

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!