вторник, 2 ноября 2010 г.

Чередующиеся гласные в корне. Практическое занятие № 2 (подготовка к заданию А5)

Обновление от 04.12.11
В этой статье я предлагаю снова обратиться к заданию А5. 

Напомню, что в некоторых тестах задание А5 связано с темой "Чередующиеся гласные в корне слова". В предыдущих статьях я рассматривала теорию по этой теме и практику

Сегодняшнее практическое занятие поможет вам сориентироваться в классификации корней с чередующимися гласными, т.к., возможно, вам потребуется знание не только самих корней, но и того, от чего зависит выбор чередующейся гласной.

Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:

Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня".
1) наберут     2) вышивать     3) ровняют     4) закрепить


В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся гласной в корне: наберут и ровняют. Правильным ответом является слово ровняют, так как именно в этом слове правописание гласной в корне зависит от лексического значения.

Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.

Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.

Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.

Поэтому давайте ещё раз вспомним теорию.

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:
1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:
  • -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
  • -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун

2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
  • -лаг-, -лож-;
  • -скак-, -скоч-;
  • -раст-, -ращ-, -рос-
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок

3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА А:
  • -лож-, -лагА-;
  • -кОс-, -касА-;
  • -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-
  • -минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- 
 Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
  • -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
  • -мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

Ну а теперь для закрепления материала выполним следующие задания.

Задание 1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.
  1. предлагать
  2. выбирать
  3. заперли
  4. намочил
  5. заскочить
  6. блестит
  7. загорелся
  8. растение
  9. прикосновение
  10. сложение
  11. сотворение
  12. расстилается
  13. вычитать
  14. подровнять
  15. непромокаемый
  16. наклонился
  17. касание
  18. выросли
  19. умирать
  20. обмакнуть
  21. сдерёт
  22. скакать
  23. протирать
  24. заря
  25. выращенный
  26. сплавлять
  27. выжег
  28. сравнять
Задание 2. Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.
  1. отдеру, блистательный, растение
  2. заскочил, намочил, выровненный
  3. коснуться, зажигать, загорается
  4. перила, озарение, наклонился
  5. выплавлять, вытирать, вытворять
Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно  позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Материал для самопроверки

30 комментариев:

  1. Спасибо большое за информацию, помогла.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Я здала тест по русскому! (6 класс) ^^ Вы самый лучший сайт!!!

    ОтветитьУдалить
  3. а как определить какое слово нужно выбрать если у всех слов корни подходят к этому правилу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приведи конкретный пример таких слов. Без них мне трудно ответить на ваш вопрос.

      Удалить
  4. вот у меня слова: 1) уговаривала; 2) приблизилась; 3) твориться; 4) рассыпались.. и вопрос укажите слово с чередующейся гласной в корне.. а у меня вопрос по какому правилу то определить правильный ответ..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для начала нужно в каждом слове найти корень: 1)-говар-, 2)-близ-, 3) -твор-, 4) -сып-. Теперь вспомним корни, в которых происходит чередование гласных (их перечень есть в данной статье). Ответ: 3)

      Чтобы справиться с этим заданием, нужно выучить все корни с чередующимися гласными.

      Удалить
    2. спасибо большое..*))

      Удалить
  5. Анонимный2 июня 2012 г., 7:22

    спасибо вам большое. в ближайший вторник ГИА и ваш сайт хорошо помог мне повторить))) спасибо вам

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный4 июня 2012 г., 6:03

    Крюкова Марина Анатольевна - Вы лучшие!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный4 июня 2012 г., 7:58

    М-м, ну а вот например слово сложение, как понять, к какой группе оно относится: 2-я (лож-лаг, согласная на конце корня) или 3-я (лож-лага, суффикс А).
    И кстати почему вы в 3-й группе выделили мина, нима, жима в отдельную группу, почему они дублируются?
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Слово "сложение" можно отнести к обеим группам.
      2. Корни -мин-, -ним-, -жим- не имеют пару с Е, как остальные.

      Удалить
  8. здравствуйте помогите ! я не понимаю лаг лож когда он используется как в 2 группе а когда в 3

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правописание гласной в корне -лаг-, -лож- зависит либо от суффикса -а-, либо от согласной на конце корня. Гласная А пишется, если корень оканчивается на Г или после корня есть суффикс -А-: предлагать. О пишется, если корень оканчивается на Ж или после корня нет суффикса -А-: предложение.

      Удалить
    2. Здравствуйте!помогите мне пожалуйста я тоже многого не понимаю а мне срочно нужна подготовка мы уже 24 числа идём писать пробный ГИА а я ещё паралельно занимаюсь спортом поэтому мне оечнь сложно!вы не могли бы мне помочь подготовиться?)

      Удалить
    3. Всегда рада помочь! Все материалы блога в вашем распоряжении, а если что-то будет непонятно - спрашивайте, объясню )

      Удалить
  9. как определить ,что правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
    Объясните пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разобраться в данном материале поможет эта статья: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/07/blog-post_9227.html#more

      Удалить
  10. а тут как?

    Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
    1седой
    2директор
    3косоглазый
    4собирались

    Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать весь список корней с чередованием гласных. Он включает корни бер-бир, дер-дир, кос-кас. Но из перечисленных слов только в слове собирались есть корень с чередованием; в слове директор корень дир, а в слове косоглазый первый корень кос, но он омонимичен корню с чередованием: звучит так же, но обозначает другое - кривизну а не прикосновение; этот корень проверяется ударением: косо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В слове "директор" корень -дирек-. Поэтому ответ - собирались.

      Удалить
    2. ДИРЕКТОР - ЭТО СЛОВАРНОЕ СЛОВО, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ КОРНЕМ!!!

      Удалить
  11. В каком из слов после приставки на -з и -с следует звонкий согласный то на конце её пишется буква обозначающая звонкий согласный звук

    расцвела

    сыграть

    безжалостном

    рассыпались

    ОтветитьУдалить
  12. Почему не указано, с чем чередуются корни -ним- и иже с ним?

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный6 мая 2013 г., 4:12

    спасибо большое за такую информацию)

    ОтветитьУдалить
  14. Всё хорошо, только слово ЗАрянка давно не считается исключением и пишется через А!!! Подкорректируйте, пожалуйста, материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, с этим словом не совсем всё понятно. Интересно, что в словаре Ожегова нет ни слова зорянка, ни зарянка. У Розенталя только одно исключение - зоревать. А ещё натолкнулась на такую информацию: зАрянка - это птица, а зОрянка - это всполохи молний.

      Удалить
    2. Пожалуй, при такой противоречивой информации слово нужно убрать из исключений.

      Удалить
  15. а как определить слово с безударной гласной в корне,проверяемой ударением?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень просто: если к данному слову можно подобрать однокоренное, в котором на нужную гласную падает ударение, значит, это слово с безударной гласной, проверяемой ударением. Например: рОскошный - рОскошь.

      Удалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!