вторник, 18 января 2011 г.

Подготовка к заданию В6 (ССП). Теория

Как показывает практика, многие 9-классники испытывают затруднения с заданиями В6 (ССП) и В7 (СПП). В данной статье я предлагаю алгоритм подготовки к заданию В6. Он содержит варианты формулировки данного задания, основной теоретический материал по теме "Сложносочинённые предложения", советы при выполнении практической части и два образца разбора данного задания.

1. Прочитаем варианты формулировки задания В6:

Вариант 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Вариант 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые в сложносочинённом предложении.

Вариант 3. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Вариант 4. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, которая указывает на знак препинания, обозначающий сочинительную связь между частями сложного предложения.



2. Вспомним, какое предложение называют СЛОЖНОСОЧИНЁННЫМ (ССП)

ССП - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.


Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку.


Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.

3. Чем отличается ССП от CПП и БСП?

В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).


В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.

4. Запомним все сочинительные союзы:
и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
ни ни
или (иль)
либо
то то
не то не то
то ли то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же
только
то есть
а именно

5. Рассмотрим схемы ССП с некоторыми союзами, а также примеры

[ ], и [ ].   [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].
[ ], да [ ].  [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ].  Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ].   [Залает пёс дворовый], или [ветерок заше­лестит].
То [ ], то [ ].  То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
[ ], [... же... ].  [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].

Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово)

[ ], [...тоже... ].  [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже по­бледнели] .

Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.

 [ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
 [ ], а именно [ ].  [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не боль­ше двух лакеев].


6. Советы перед выполнением практической части

Совет 1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).

Совет 2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.

Совет 3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо (смотреть вариант №1 формулировки задания): то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

7. Рассмотрим 2 образца разбора этого задания

Образец 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Михаил Семёнович говорит, (1) и смех вспыхивает снова и снова. "И помещик этот разросся до такой толщины,(2) что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе",(4) - при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и,(5) вмиг переменившись,(6) представил непомерного толстяка.

Комментарий:

Запятая №1 разделяет два простых предложенияв составе ССП, так как:
во-первых, здесь две грамматических основы (Михаил Семёнович говорит и смех вспыхивает);
во-вторых, после запятой стоит сочинительный союз И.


Запятая №2 разделяет два простых предложения (главное и придаточное) в составе СПП, так как:
во-первых, здесь две грамматические основы (помещик разросся и не мог сидеть);
во-вторых, после запятой стоит подчинительный союз ЧТО.


Запятая № 3 отделяет простое предложение И помещик этот разросся до такой толщины от простого предложения прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе. Между ними стоит сочинительный союз А.

Запятая №4 отделяет прямую речь ("И помещик этот разросся до такой толщины, что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре, а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе") от слов автора (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и, вмиг переменившись, представил непомерного толстяка).

Запятые № 5 и № 6 обособляют деепричастный оборот (вмиг переменившись), который стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с двух сторон. А сочинительный союз И в данном случае соединяет два однородных члена (взял и представил). Их легко увидеть, если убрать из предложения деепричастный оборот (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и представил непомерного толстяка).

Таким образом, только запятые № 1 и № 3 стоят между частями ССП.
Ответ: 1,3

Образец 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж.

Комментарий:

Найдём грамматическую основу данного предложения.


Первая основа состоит из одного подлежащего и трёх однородных сказуемых: Я посмотрела, взяла, вылила.

Вторая основа состоит из подлежащего и сказуемого: краска залила.

Таким образом, данное предложение сложное, состоит из двух простых, связанных сочинительным союзом И. Значит, предложение сложносочинённое. И запятая №4 отделяет части ССП.


Проверим остальные запятые.


Запятая №1 разделяет однородные дополнения: (посмотрела на что?) на картинки, линии.

Запятые № 2 и 3 разделяют однородные сказуемые: (Я что сделала?) посмотрела, взяла, вылила.

Ответ: 4


При написании данной статьи я пользовалась материалами сайта traktat.com, а также учебно-методическом пособием "Русский язык. 9-ый класс. Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации-2010" под редакцией Н.А.Сениной и др.

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Марина Анатольевна! Подскажите пожалуйста, как поступать в данной ситуации:"Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что

    смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось

    только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6)

    нужны два десятка белых бумажных скатертей. " Необходимо выбрать запятые между частями сложносочиненного предложения. В ключах это 1, 3. Почему не 1, 2, 3, 4? Мы выделяем главную(сочинительную) часть с двух сторон или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На двойке запятая перед подчинительным союзом


















      На двойке запятая перед подчинительным союзом, на четвёрке тоже : "Мне оставалось только удивляться (чему?), зачем...и т. д." Так что в ключах всё написано верно




      Удалить
  2. Здравствуйте! У меня такой вопрос. Возьмем предложение: "Мы построили новый дом,(1) потому что старый стал непригоден для жилья,(2) и к нам пришли знакомиться вновь приобретенные соседи." Если мы выделяем СПП, то это цифры 1 и 2, т.к.придаточная часть находится в середине. А если бы задание было выделить ССП, то мы брали бы цифру 2? Я не понимаю, как поступать, когда в предложение с различными видами связи по соседству находятся части БСП, ССП, СПП. Помогите пожалуйста. Буду очень благодарна.

    ОтветитьУдалить
  3. "Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6)нужны два десятка белых бумажных скатертей. "

    Запятая № 2 отделяет главное предложение от придаточного.
    Запятая № 4 - тоже.
    Запятые № 5 и 6 - выделяют вводное слово.

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, если предложение находится в середине, то указываем запяты с ОБЕИХ СТОРОН, независимо от типа связи.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо большое)) Вы мне очень помогли в подготовки к ГИА))

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный14 мая 2012 г., 10:43

    спасибо огромное!очень-очень помогли)))*

    ОтветитьУдалить
  7. где и как зарегистрироваться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В левой колонке есть гаджет "Постоянные читатели". Нажмите на кнопку "Присоединиться к сайту".

      Удалить
  8. как НИ вооружались и НИ противились мужчины -почему НИ А НЕ не?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё просто. Задаём себе вопрос: мужчины вооружались? противились? В данном контексте ответ будет положительный: да, мужчины вооружались, противились. Значит, пишем НИ. Если бы ответ был отрицательный, тогда бы написали НЕ. Например: Мужчины не вооружались. (вооружались? нет, значит, пишем НЕ)

      Удалить
    2. Анонимный3 июня 2013 г., 11:48

      Спасибо большое за хорошее обяснение правил. До сих пор не мог понять правила изложенные в учебнике, а тут всё понял. Отличная помощ к ГИА.

      Удалить
  9. спасибо огромное. тему ссп подзабыл а сейчас вспомнил. помогло подготовиься к предварительным экзаменам

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный26 июня 2014 г., 23:29

    Уважаемая Марина Анатольевна, помогите найти теорию к ГИА_В9. Заранее благодарна.

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!