суббота, 29 января 2011 г.

Синтаксические функции знаков препинания. Материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Обновление 25.04.11

Одно из требований к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему - это назвать 2 разные функции лингвистического понятия.

Знаки препинания могут иметь следующие ФУНКЦИИ:

1. СИНТАКСИЧЕСКИЕ (выделительную и разделительную),
2. СМЫСЛОВУЮ,
3. ИНТОНАЦИОННУЮ.

В данной статье чётко сформулированы СИНТАКСИЧЕСКИЕ функции всех знаков препинания.

К РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ знакам относятся:
1. точка
2. точка с запятой
3. запятая
4. вопросительный знак
5. восклицательный знак
6. двоеточие
7. многоточие
8. абзацный отступ

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫМИ знаками являются:
1. запятая (две запятые)
2. тире (два тире)
3. восклицательный знак
4. скобки двойные
5. двоеточие и тире, употребляемые вместе
2. кавычки двойные

ЗАПЯТАЯ

Функция №1 - РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Запятая разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения;
3. прямую речь, стоящую перед словами автора.

Функция №2 - ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Две запятые выделяют:
1. обособленные члены предложения
2. уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения;
3. сравнительные обороты;
4. вводные конструкции;
5. обращения;
6. междометия;
7. утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова;
8. придаточные части сложноподчинённого предложения.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Функция №1 - РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Точка с запятой разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения.

О других ФУНКЦИЯХ точки с запятой читаем В ЭТОЙ СТАТЬЕ

ТИРЕ

Функция №1 - РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Тире разделяет:
1. подлежащее и сказуемое при отсутствии связки;
2. слова при пропуске одного из членов предложения;
3. обобщающее слово, стоящее после однородных членов предложения;
4. части бессоюзного сложного предложения;
5. прямую речь и слова автора;
6. реплики диалога.

Функция №2 - ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Два тире выделяют:
1. распространённые приложения;
2. вставные предложения;
3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи.

О других функциях тире прочитать можно ТУТ


ДВОЕТОЧИЕ

Функция №1 - РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Двоеточие разделяет:
1. обобщающее слово и однородные члены, стоящие после него;
2. части бессоюзного сложного предложения;
3. прямую речь и слова автора.


СКОБКИ

Функция №1 - ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Скобки выделяют:
1. вставные предложения

Про скобки материал есть также ЗДЕСЬ


КАВЫЧКИ

Функция №1 - ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Кавычки выделяют:
1. прямую речь;
2. названия книг, журналов, кинофильмов и т.д.;
3. цитату;
4. слова, употребляемые не в обычном значении (например, иронически)

Подробнее о кавычках читаем здесь, здесь и здесь.


ТОЧКА, МНОГОТОЧИЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Функция №1 - РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак разделяют:

1. предложения в тексте.

Точка ставится в конце повествовательного или побудительного предложения.
Более подробно про ТОЧКУ читаем ЗДЕСЬ

Вопросительный знак ставится в конце того предложения, в котором о чём-то спрашивается (подробнее читаем ТУТ).

Восклицательный знак употребляется после обращений, междометий, произносимых с восклицательной интонацией, а также в конце предложения.

Внутри предложения многоточие используется для обозначения пауз и указания пропуска слов при цитировании.

О том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, читаем В ЭТОЙ СТАТЬЕ

Готовые сочинения на лингвистическую тему и материалы к ним вы найдёте ЗДЕСЬ и ТУТ


63 комментария:

  1. ВСЁ ОЧЕНЬ ЧЁТКО, ПРОСТО! Спасибо! На основе данного материала сделала для 9 класса раздатку: Функции знаков препинания.

    ОтветитьУдалить
  2. А если обращение стоит, например, в начале предложения? Какая функция? она одна. А выделительную роль играют только парные запятые.

    ОтветитьУдалить
  3. То есть вы хотите сказать, что если обращение выделено ОДНОЙ запятой, то эта запятая служит для РАЗДЕЛЕНИЯ, а не для выделения?

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо!! огромное!!! я по русскому вобще не соображаю а это помогло!!!! у меня по иностранному 5 а по русскому 3 годовые))))))

    ОтветитьУдалить
  5. Юрий, я вам желаю удачи на экзамене!

    ОтветитьУдалить
  6. сказано написать 2 разные функции, а кое-где написана только одна...
    как быть тогда?

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за вопрос. Ответ на него - в конце статьи.

    ОтветитьУдалить
  8. Уважаемая Марина Анатольевна! Возможно этот комментарий затеряется среди многих други,похожих, но,посетив Ваш сайт, я решил его написать. Я хотел сказать огромное спасибо Вам за столь важную информацию(не только этот блог,но и вообще)! Мне лишь предстоит написать ГИА, но на душе стало спокойнее когда я нашёл Ваш сайт с краткой информацией по всем интересующим меня вопросам. И теперь хороший результат на ГИА по русскому языку (а как ни жаль,именно за него я беспокоюсь больше всего)-лишь вопрос моего трудолюбия.Я не ожидал найти нечто подобное, в интернете,не думал что можно всё вот так обобщить...Вы сделали невозможное))
    Ещё раз спасибо вам огромное!
    P.S. Также вспомнилось: некоторые знаки препинания имеют лишь одну функцию, а в сочинении нужно указать две. У некоторых может возникнуть вопрос:как же быть тогда? Наша учительница недавно нам сказала, что оффициально (на совещании) разработчики (ну в общем те, кто отвечают за ГИА) сказали что в таком случае следует указывать смысловую и интанационную функции занков препинания , чтобы не потерять балл. Вы указали это в своём блоге, просто хотел поделиться новой оффициальной информацией.

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемый читатель блога! (к сожалению, не имею возможности обратиться к вам по имени) Спасибо большое за ваш комментарий! Мнение 9-классников о моей работе для меня не менее важно, чем мнение моих коллег. Вы попали в точку, написав о том, что не ожидали найти в Интернете нечто подобное. Нет, это не похвала в собственный адрес. Дело в том, что в прошлом году, когда я мне пришлось впервые заняться подготовкой 9 классов к ГИА по русскому языку, я испытала определённые трудности как учитель. Конечно, интернет-ресурсы не раз меня выручали. Но, в основном, эти материалы были разбросаны по различным сайтам и порталам. Приходилось тратить немало времени на поиск нужной информации. Поэтому у меня возникла мысль создать этот блог, в котором можно обобщить и свои находки, и свой опыт. Судя по всему, у меня получилось! И ваш комментарий тому подтверждение! От всей души желаю вам удачи на экзамене!

    ОтветитьУдалить
  10. извините,мне нужно завтра писать пробный последний гиа по русскому языку, и лучше изучить всё до деталей) а смысловая функция - это не разделительная? по-моему у слов смыслоразличительная и разделительная один и тот же смысл)))

    ОтветитьУдалить
  11. Это разные функции! Изучите внимательно эти сочинения: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/9.html

    ОтветитьУдалить
  12. так все таки что такое смысловая функция?

    ОтветитьУдалить
  13. Это значит, что знаки препинания, помимо разделения и выделения синтаксических конструкций, служат и выражению смысла. Например, в предложении "В кабинете он упал на диван и, чтобы хоть немного успокоиться, потянул с тумбочки дневники Толстого" запятые выделяют придаточное предложение в составе сложноподчинённого, вместе с тем с точки зрения смысла акцентируется обозначение цели, сопутствующей названному действию.

    Или возьмём тире.
    Смысловая функция тире выражается в передаче значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически. Например: Она вспомнила Винклера - мертвая тоска внезапно сжала ей сердце и вернула силы (здесь тире указывает на следствие); Биться в одиночку - жизни не перевернуть (условие).

    ОтветитьУдалить
  14. Завтра пробный по русскому,больше всего боюсь именно за сочинение... На этом сайте я нашла всё,что нужно! Всё просто и понятно! Спасибо вам!
    P.S.-А не можете подсказать сайт, который мне поможет с изложением??...

    ОтветитьУдалить
  15. Юля, возможно, эти материалы помогут вам подготовиться к изложению: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%A11%20%D0%A1%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

    ОтветитьУдалить
  16. Уважаемая Марина Анатольевна,прошу Вас помочь с аргументами к сочинению на лингвистическую тему:"Зачем нужно учить все правила?...какая разница,как говорю,как слышу,так и пишу."
    Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  17. Уважаемая Марина Анатольевна!Прошу помощи у Вас с аргументами к сочинению:"Зачем нужны многозначные слова?"заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  18. Про правила материал можно посмотреть здесь: http://zadavalka.ru/zachem-nuzhny-orfograficheskie-pravila-sochinenie и тут: http://zadavalka.ru/zachem-nuzhny-pravila-orfografii-orfografiya-kak-zhiznennaya-neobxodimost

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо большое за информацию,всё кратко и понятно.

    ОтветитьУдалить
  20. Марина Анатольевна, а вот можно в сочинении С2.1 написать 3 функии ,один из которых не из текста,а самим придумать пример?

    и как это оценится?

    ОтветитьУдалить
  21. Написать-то можно, но лишний балл вы за это не получите. Главное, чтобы вы назвали 2 разные функции и привели к каждой функции минимум по одному примеру из указанного текста. Всё остальное допускается, но не за дополнительные баллы.Советую вам внимательно изучить эти критерии, по которым будет оцениваться сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/07/21.html#more

    ОтветитьУдалить
  22. Потрясающая информация)) я хоть и дружу с русским но это для меня большое подспорье для лучшей подготовке к ГИА)) Спасибо огромное за такую полную и понятную информацию)

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный2 мая 2011 г., 5:57

    мг,спасибо большое )

    ОтветитьУдалить
  24. Анонимный3 мая 2011 г., 0:59

    спасибо большое.

    ОтветитьУдалить
  25. Анонимный3 мая 2011 г., 8:07

    Вопрос не по теме. Мне интересно узнать каково учителю русского языка читать эти комментарии, полные грамматических и пунктуационных ошибок. Лично я являюсь троечником по русскому и по литературе, возможно и у меня множество ошибок сейчас в тексте, но я хотя бы стараюсь писать грамотно. Сейчас просматриваю комментарии и поражаюсь как люди, которые по их словам дружат с русским, не ставят запятые перед "но".

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный3 мая 2011 г., 9:38

    помогите пожалуйста на завтра сочинение! Роль повторов в художественном тексте!

    ОтветитьУдалить
  27. Анонимный3 мая 2011 г., 9:45

    спасибо Вам огромное,Марина Анатольевна!Вы очень помогайте своим блогом 9классникам сдать ГИА!)))
    P.S. Диана))

    ОтветитьУдалить
  28. cергей дмитриевич8 мая 2011 г., 0:15

    здрасти помогите не понял,какие функции у вопросительного знака? только разделительная?

    ОтветитьУдалить
  29. Подробнее про вопросительный знак можно прочитать в этой статье: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/05/blog-post_08.html

    ОтветитьУдалить
  30. Отвечаю на "вопрос не по теме". Безусловно, ошибки в комментариях "режут" глаз. Фаина Раневская говорила про ошибки так: "Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке". Замечать чужие ошибки - это профессиональная привычка учителя русского языка! Бывает, комментарии прямо-таки кишат орфографическими и пунктуационными ошибками (опечатки не в счёт!) Конечно, неприятно читать такие сообщения. Чего не могу сказать про вас, анонимный читатель! В вашем комментарии ни одной орфографической ошибки! Похвально! Правда, есть пунктуационные - 6 штук. Но ваше старание заметно! Печально, что многие современные школьники не придают большого значения грамотному письму, а ведь уровень грамотности человека может многое рассказать о нём самом.

    ОтветитьУдалить
  31. Анонимный20 мая 2011 г., 6:00

    Насчет вопроса не по теме хотелось бы добавить, что начиная писать без учета орфографии и правильной пунктуации в том же интернете, например, люди неосознанно начинают допускать ошибки и в диктантах, сочинениях. По себе заметила, по своим друзьям.
    И еще хочу поблагодарить Вас. Я зачитала ваш блог до дыр. Очень помогает. Вы молодец, что решились на его создание. Спасибо огромное.

    ОтветитьУдалить
  32. здравствуйте) я по русскому вообще не шарю. учительница по русскому проверяя мои сочинения-рассуждения, говорит что у меня варварский язык.я не чего с этим поделать не могу. тут до экзамена осталось 5 дней. можно это как-нибудь исправить????!!!

    ОтветитьУдалить
  33. Настя, к сожалению, за 5 дней вряд ли удастся облагородить ваш "варварский язык"!

    ОтветитьУдалить
  34. да и с тестами проблема.... какие норм , а какие вообще 2 3 правильных(

    ОтветитьУдалить
  35. ну хотя бы какой -нибудь совет )) может хоть чуть чуть лучше станет)что для улучшения надо делать)

    ОтветитьУдалить
  36. Поработайте с тестами: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/05/blog-post_06.html#more

    Прочитайте эти рекомендации: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/21.html

    Изучите готовые сочинения про знаки препинания: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/9.html

    ОтветитьУдалить
  37. Анонимный22 мая 2011 г., 2:51

    Помогите написать сочинение: "Зачем нужны лексические повторы"?

    ОтветитьУдалить
  38. Воспользуйтесь этим материалом: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/blog-post_03.html?showComment=1306056853377#c313825357191205236

    ОтветитьУдалить
  39. Марина Анатольевна! Во-первых, само собой спасибо за этот чудесный блог. С русским я дружу, с тестами и изложениями справляюсь на ура, но меня очень беспокоит сочинение, так как, если в сочинении на лингвистическую тему попадётся, например, тема "Уменьшительно-ласкательные суффиксы" я врят ли сходу соображу, но при этом учительница всё равно советует писать сочинение на лингвистическую тему. Что бы посоветовали вы? Вероника

    ОтветитьУдалить
  40. Здравствуйте,Марина Анатольевна!Хотела бы задать Вам вопрос по поводу сочинения.
    Как правильно написать: в .. предложении запятые выделят обособленное обстоятельство,выраженное деепричастным оборотом или просто деепричастный оборот???

    ОтветитьУдалить
  41. Вероника! Я тоже рекомендую своим ученикам выбрать на экзамене сочинение на лингвистическую тему. А подготовиться к нему несложно, ведь известно, что задание С2.1 будет связано со знаками препинания.

    ОтветитьУдалить
  42. Катя, лучше написать так: "в .. предложении запятые выделяют обособленное обстоятельство,выраженное деепричастным оборотом".

    ОтветитьУдалить
  43. Анонимный23 мая 2011 г., 5:05

    Здраствуйте, я бы хотела спросить. Я недавно купила орфографический словарь, но он у меня с грамматическим справочником. Мне разрешат с ним пользоваться? Таня.

    ОтветитьУдалить
  44. Анонимный23 мая 2011 г., 9:44

    Здравствуйте! Вы написали: "известно, что задание С2.1 будет связано со знаками препинания". Это действительно так? То есть, тем, вроде "роль суффиксов" или "роль лексических повторов худ. речи" не будет? Только вопросы, связанные со знаками препинания? Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  45. Анонимный24 мая 2011 г., 5:25

    замечательный сайт.очень помог,спаcибо!

    ОтветитьУдалить
  46. Анонимный25 мая 2011 г., 0:36

    Извините,может быть повторюсь.Как определить когда восклицательный знак разделительный,а когда выделительный?

    ОтветитьУдалить
  47. Анонимный25 мая 2011 г., 1:28

    Ой)) прям вообще)) Марина Анатольевна, вы просто гений))) Такой блог классный)) Выручаете нас)) Спасибо вам огромное))

    ОтветитьУдалить
  48. Анонимный25 мая 2011 г., 3:10

    Скажите пожалуйста! А что с Двоеточием? завтра уже пишем ГИА...

    ОтветитьУдалить
  49. Дарья Сергеевна25 мая 2011 г., 3:51

    завтра ГИА очень помогли СПАСИБО!!

    ОтветитьУдалить
  50. Анонимный25 мая 2011 г., 4:24

    Српсибо большое, очень помогли!

    ОтветитьУдалить
  51. виктория25 мая 2011 г., 4:56

    спасибо в
    ам большое)очень помогли)завтра пишу пробный гиа,волнуюсь)надеюсь все будет хорошо)

    ОтветитьУдалить
  52. Спасибо вам большое Марина Анатольевна ,за такой хороший сайт!!!....

    ОтветитьУдалить
  53. Геннадий25 мая 2011 г., 5:22

    Спасибо всё чётко и понятно, практически по всем знакам подготовился. Завтра ГИА, но толком не подготовился писать про многоточие, где можно найти подробную инфу о функциях с примерами?

    ОтветитьУдалить
  54. Анонимный25 мая 2011 г., 6:00

    Большое спасибо!)

    ОтветитьУдалить
  55. Отличный блог, полезный. Спасибо.

    P.s: Реклама нисколько не мешает. Я сначала и не заметил.

    ОтветитьУдалить
  56. Анонимный25 мая 2011 г., 9:56

    вот бы нам такого учителя)))

    ОтветитьУдалить
  57. Анонимный25 мая 2011 г., 21:13

    всё очень легко и понятно надеюсь сейчас на экзамене мне это поможет....

    ОтветитьУдалить
  58. подскажите,как написать сочинение на тему "Знаки препинания"

    ОтветитьУдалить
  59. Обратите внимание на ссылки в конце данной статьи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Марина Анатольевна,прошу о помощи.У нас в пятницу 24 февраля будет пробный гиа по русскому языку.Больше всего волнуюсь за сочинение.какие там основные темы? пожалуйста подскажите.. Пишет вам Жамайтук Лена ученица 9-го класса...

      Удалить
    2. Лена, посмотрите материалы, которые рассказывают об изменениях в ГИА 2012: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%93%D0%98%D0%90

      Материалы к сочинениям найдёте здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%A12.1%20%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%BA%20%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83

      и здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%A12.2%20%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83

      Удалить
  60. Мария Анатольевна,помогите написать сочинение на тему "Функции обращения в тексте"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про функции обращения материал есть тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/03/21.html#more

      Удалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!