суббота, 5 февраля 2011 г.

14 цитат и интересных фактов о знаках препинания

Если вы хотите блеснуть на экзамене своей начитанностью, тогда советую обратить внимание на материал, размещённый в данной статье. Его можно использовать в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему о знаках препинания. Разумеется, не весь, а выборочно. Перебора не должно быть!  
Вдобавок, помните, что данные факты и цитаты не могут быть основным содержанием вашего сочинения. Нельзя также использовать их в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, так как примеры должны быть в первую очередь из указанного текста. Точнее, можно, но только в том случае, если вы уже привели не менее двух примеров из текста (см. Образец 1 абзац 4)
Ещё логичным будет сослаться на  слова известного писателя   в заключении своего сочинения (см. Образец 3 последний абзац)
1. А.П.Чехов о знаках препинания
А.П. Чехов говорил, что "знаки препинания служат нотами при чтении".
 
2. К.Г.Паустовский о знаках препинания
"Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться".  ( К.Г.Паустовский)
3. "Побольше точек!"

Исаак Бабель: «Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек».

  
4. Многоточие

"Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…" (В. Набоков)

5. "...знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью..."
"Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю". (Н. Г. Гольцова, профессор)
6. "Весна!!! Лето. Осень…Зима?"
Фрагмент рассказа Татьяны Толстой "Милая Шура" демонстрирует исчерпывающий набор знаков препинания, возможных в позиции конца предложения: "На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?" 
7. «Казнить нельзя помиловать»

Все мы знаем знаменитую историю с предложением «Казнить нельзя помиловать». От постановки запятой здесь зависит жизнь человека.


8. Бессловесная переписка
А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!» Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.


9. Юмор знаков препинания

Сомерсет Моэм: "Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое — юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель, тем радостнее он посмеивался".


10. "Пунктуационный" анекдот

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.


11. У писателей ... свои предпочтения знаков

У писателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...
— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?
— Да просто расставил все знаки препинания, - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...
После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»

12. «...запятая совершенную речь делает...»

Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению с временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл. Судите сами, легко ли было читать в начале XX века такой вот текст: «В Москве, зачастую, можно видеть, не без изумления, как целые толпы нищих, получают, около домов богатых людей, пищу, или иную какую-нибудь милостыню... Такой образ жизни, пожалуй, освобождает их, как они, довольно заманчиво выражаются, от душевных скорбей и расстройств, но на деле, они, потопляя заботы, тонут и сами...» Воистину, как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна запятая нарушает всю музыку» (это слова Ивана Бунина).

13. Берегите знаки препинания!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире. 
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

14. О назначении пунктуации

Теоретик логического, или смыслового направления, Ф.И. Буслаев, сформулировал назначение пунктуации следующим образом: "Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему". 

По материалам Интернета 

15 комментариев:

  1. Анонимный16 мая 2011 г., 8:24

    Замечательная помощь школьникам к написанию сочинений..........Главное, чтоб без ошибок переписали!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный21 мая 2011 г., 8:13

    спасибо вам за помощь при подготовке к ГИА. Вы очень помогли.

    ОтветитьУдалить
  3. Марина Анатольевна,у вас есть ссылки или примеры высказываний,цитат,афоризмов о знаках препинания в общем и по отдельности.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный25 мая 2011 г., 6:15

    большоое спасибр за материалы к сочинению.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный25 мая 2011 г., 8:01

    Спасибо!С:

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный25 мая 2011 г., 8:29

    Спасибо Вам за Ваш огромный труд. Я уверена, что Вы помогли многим ученикам и учителям при подготовке к ГИА. А эта статья просто замечательная. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный25 мая 2011 г., 8:36

    «Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза - одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек». - это слова Исаака Бабеля:)

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный25 мая 2011 г., 8:55

    спасибо вам огромное, очень долго искала такие цитаты, завтра пишу, ваш материал поможет очень сильно, еще раз огромное спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  9. спасибо вам большое!только у вас я нашла отличные цитаты для подготовки к гиа!
    вы мне очень помогли!

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, к сожалению не знаю. как правильно общаться в блогах. прошу почитать сочинение ГИА9 по демоверсии 2011. С2.1. знаю, что есть недоработки. но вот какие?. спасибо. Светлана.
    Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем.
    Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям, сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих ли. .Это и передаёт лексика: (эпитеты) «нескрываемое недоверие»№12; «вызывающая агрессия»№24., метафора «вынули из души»…
    Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей это истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения № 20.24, зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32…. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
    Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.

    ОтветитьУдалить
  11. Светлана, на мой взгляд, Ваш подход к толкованию афоризма очень интересен. Я могу опубликовать Вашу работу в отдельной статье блога (если Вы не против), чтобы её прокомментировали учителя-эксперты, т.к. я, к сожалению, экспертом не являюсь.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо. Я выложила этот файл на сайте прошколу, но ,увы, пока комментариев нет

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!