суббота, 12 февраля 2011 г.

Материал к сочинению на тему "Роль метафоры в публицистическом стиле"

Для публицистического стиля характерно использование  метафоры как средства экспрессии и выражения оценки.

Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придаёт слову публицистическую окраску, например:

- пакет молока - пакет предложений/законов
- тихие шаги - практические шаги
- формат книги - формат переговоров
- сигналы светофора - сигналы с мест.

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях:
  • создания яркого образа,
  • выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи;
  • оказания воздействия на адресата речи.

Для советской печати было характерно использование в переносных значениях слов, относящихся в прямом значении к военной лексике:

- битва за урожай, идейная вооружённость, идеологическая диверсия,

- учебно-творческий полигон, педагогический десант.

В современной речи военные лексемы звучат не реже:

- взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма,  
- форсировать, маневрировать, торпедировать.

Активно используется сравнение государственного устройства со зданием: коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры (типично для 1989-91 годов), занять нишу, социальный блок, партийное строительство.

Со времени перестройки в публицистику вошло сравнение общественного развития с движением поезда, корабля: локомотив реформ буксует/ползёт/застрял/сходит с рельсов, корабль реформ, капитаны отечественного бизнеса.

Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицине. Большинство из них выражают сильные негативные эмоции: паралич экономики, микробы мещанства, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, бациллы феодальной морали, вирус распада, болезнь суверенизации, злокачественная опухоль национализма.

Некоторые медицинские метафоры связаны с лечением и лекарствами: оздоровление финансов, финансовые инъекции, шоковая терапия, реанимация промышленности.

Украшая речь по форме, метафоры нередко затрудняют восприятие содержания, прикрывают демагогию и давление на аудиторию.

При обсуждении экономических и политических тем избыток метафор ведёт к тому, что логическое рассуждение подменяется эмоциональным спором, на адресата действует не сила доводов, а яркость, свежеть, броскость слов.

Неумеренное употребление метафор запутывает читателя, а иногда, и самого автора. Оно особенной неуместно в парламентской речи при обсуждении законов.

Злоупотребление метафорами приводит к тому, что выразительность текста наносит ущерб его точности. Эта тенденция публицистики отражается на книжно-письменной речи школьников, которые стремятся сделать свои сочинения красивей и в некоторых случаях так употребляют метафоры, что фраза становится бессмысленной:
  • "Они стоят в ряд на одном уровне";
  • "Невозможно пройти мимо такого огромного государства как РОССИЯ со множеством побед и славной историей";
  • "Что же позволило поставить их на ступень огромного вклада в развитие культуры России?";
Источник информации

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

21 комментарий:

  1. Здравствуйте!!! не могли бы Вы мне помочь?
    мне к завтрашнему дню нужно написать сочинение на тему:
    Что такое мужественность?
    учитель сказал, что этот вопрос можно рассматривать на примере Печорина..
    только вот в голову ничего не лезет!!
    помогите, пожалуйста!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный1 марта 2011 г., 5:36

    Спасибо вам по больше бы таких блогов

    ОтветитьУдалить
  3. Огромное спасибо!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое!Этот материал мне очень помог.

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо!
    Очень помог материал!
    а не подскажите,словосочетание "мужественное решение" это метафора?или это в прямом смысле ?
    я то никак понять не могу..

    ОтветитьУдалить
  6. мне тоже не очень понравилось

    ОтветитьУдалить
  7. А роль метафор в художественном тексте здесь имеються?)))

    ОтветитьУдалить
  8. Материал, представленный здесь , основан на информации с разных сайтов, так что ничего особенного, если честно. Единственный плюс-структурированность теоритического материала.

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный14 мая 2011 г., 3:32

    спасииииииииииибооо))

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный15 мая 2011 г., 3:34

    спааааасибо)))

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный25 мая 2011 г., 3:45

    Мне срочно нужно сочинение на тему "роль метафоры в художественном тексте".....пожалуйста...помогите)

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный25 мая 2011 г., 11:23

    Спасибо Вам большое,Марина Анатольевна! Сегодня весь вечер перед ГИА в друзьями готовились, я им скинула ссылку на Ваш блог,а они написали что уже давно все на этом сайте "сидят")) Ещё раз огромное спасибо от меня и всей моей несчастной параллели 9 классов))

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо большое я искала везде но ваш сайт один где это было

    ОтветитьУдалить
  14. не могли бы вы пожалуйста помочь написать мне сочинение по вот этому тексту? Пожалуйста,просто я дико не успеваю....

    (по тексту Л.Леонову
    начинается так :"воспаленное состояние Поли..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите тут: http://webhelper.info/blog/kak_ljudi_stanovjatsja_vzroslymi_sochinenie_s1_k_demoversii_egeh_po_russkomu_jazyku_2012_goda/2011-10-10-17

      Удалить
  15. Анонимный4 мая 2012 г., 7:11

    помогите пожалуйста написать сочинение на тему: Осторожно!Пятьдесят километров- дикие звери.

    Текст.
    (1)Я — москвич! (2)Сколь счастлив тот , кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя.

    (3)...Минувшее проходит предо мною...

    (4) Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву . (5)Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал.

    (6)В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами.

    (7)Там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь — асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. (9)Один за другим поднимаются первоклассные заводы. (10)Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы. (11)В них входят стадионы — эти московские колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах Арктики, и в мёртвой пустыне Кара-Кумов, и на «Крыше мира », и в ледниках Кавказа.

    (12)Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные доселе силы...

    (13) Москва уже на пути к тому , чтобы сделаться первым городом мира . (14)Это на наших глазах.

    (15)...Грядущее проходит предо мною...

    (16)И минувшее проходит предо мной. (17)Уже теперь во многом оно непонятно для молодёжи, а скоро исчезнет совсем. (18)И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва , как и какие люди бытовали в ней.

    (19)И моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего

    На грани двух столетий,

    На переломе двух миров .

    (По Вл. Гиляровскому)

    ОтветитьУдалить
  16. Огромное СпАсИбО!!!

    ОтветитьУдалить
  17. спасибо огромное

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!