суббота, 5 марта 2011 г.

Материал к сочинению на тему "Роль деепричастий в речи"

1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ?

Дееприча́стие — неизменяемая форма глагола — самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

 2. РОЛЬ деепричастия в речи
  • Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
  • Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
  • Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

     Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

     Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
     Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
     Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
     Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
     Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2
 
     Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

     В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
     Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
     Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
     Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

     Я исследовал фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
     Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
     Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
     Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

     Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Источник
 
О том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, читайте ЗДЕСЬ

17 комментариев:

  1. спс, классный сайт

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный25 мая 2011 г., 4:32

    спасибо огромнейшее

    ОтветитьУдалить
  3. Всё чётко и понятно) огромное спасибо за помощь

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо вам большое

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо)Очень помогли.

    ОтветитьУдалить
  6. спс всё чё надо то и дали

    ОтветитьУдалить
  7. спасибо большое!!!! очень помогли! мне задали сочинение на эту тему, а в голову ничего не лезло,решила поискать, и, как раз,вы помогли. только по теме деепричастий у меня остался один вопрос: почему в морфологическом разборе не указывается возвратнось (по крайней мере, в нашем учебнике- бунеев 7 класс)? если ответите - буду очень благодарна!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очевидно, просто в этом нет особой необходимости!

      Удалить
  8. Спасибо огромное!! Очень помогли!!!:***

    ОтветитьУдалить
  9. блин а я не
    нашла то что мне нужно было..черт побери(

    ОтветитьУдалить
  10. большое спасибо

    ОтветитьУдалить
  11. огромнейшее спасибо вам!)

    ОтветитьУдалить
  12. спасибо огромное учитель по русскому будет в восторге !!!1

    ОтветитьУдалить
  13. ффффффффффууууууууууууууууууууууууууу отстой учитель по русскому будет не в восторге !!! :) :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда напиши так, чтобы твой учитель был в восторге ))

      Удалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!