пятница, 18 марта 2011 г.

Материал к сочинению на тему "Зачем нужны заглавные буквы?"

1. Какие буквы называют ЗАГЛАВНЫМИ и для чего они употребляются?

Заглавные (прописные) буквы — буквы, которые увеличены в размере относительно к строчным буквам.

Разделение на заглавные и строчные буквы присутствует в греческом алфавите и возникших на его основе латинице и кириллице, а также в армянском алфавите.

Во многих алфавитах (арабский алфавит, еврейский алфавит, грузинский алфавит, корейский алфавит, глаголица, индийские алфавиты, тайский алфавит и многие другие) буквы не разделяют на заглавные и строчные.
С большой буквы пишут обычно те слова, на которых специально (для каких- либо целей) акцентируют внимание, придают им повышенное значение.

2. В каких случаях используются заглавные буквы?

В русском языке с заглавной буквы принято писать:

- первое слово предложения, чтобы выделить новое предложение;

- каждую строку стихотворного текста, чтобы подчеркнуть новую строчку;

- имена собственные (то есть принадлежащие конкретной личности или единственному в своем роде неодушевленному предмету), к ним относятся имена, прозвища людей, клички животных, астрономические и географические названия: Александр Сергеевич Пушкин, Жучка, планета Марс, Москва, Курильские острова;

- наименования – названия организаций, событий и эпох, праздников, наград, памятников и произведений искусства, книг-газет-журналов и т.д.: Великая Отечественная война, Куликовская битва, журнал "Огонёк"; 

- в официальных документах имена нарицательные могут приобретать статус имен собственных и заявлять о себе во весь голос. Тогда пишут: Высокие Договаривающиеся Стороны, Издательство, Автор.

- местоимения Вы, Ваш, Вам и т.п. как форма вежливого обращения в письмах или официальных документах: Крепко жму Вашу руку.

3. Новая функция заглавных букв

В последнее время у прописных букв появились новые функции, чаще всего используемые в названиях торговых фирм, марок, товаров, а также в рекламных текстах.

Очень часто употребление заглавной буквы связано с представлением значимости в тексте слова, его части или отдельной буквы, меняющей смысл всего слова.

В последнее время часто в названии салонов, магазинов, клубов и т. п. первую и последнюю букву пишут как большую: КрасиваЯ (салон красоты); МаксидоМ, НормаН (магазины); АкадемиЯ (туристическая фирма). Выделение границ слова задерживает внимание читающего, заставляет еще раз прочесть это слово и по-новому его осмыслить.

Относительно новой функцией, наиболее часто использующейся в рекламе, является привлечение внимания к слову, в котором выделяются прописные буквы. Например, МойДоДыр – название мойки машин. Слово делится на три отдельно воспринимаемых, при этом такой способ записи задерживает внимание читающего.

Эффект «неровного почерка» призван привлечь внимание, создать особое впечатление об этом слове или высказывании.

Выделение как прописных срединных букв слова выполняет ту же функцию, заставляя читающего расчленять слова на составные части (в некоторых случаях актуальные для выявления мотивированности названия): НямБург (кафе); ДиКом (магазин мебели); КампоМос (производственное объединение); АндроМеда (клиника урологии,  дерматологии); ДомАск (монтажное предприятие).

Возможны и иные вариации употребления прописных и строчных букв в рекламных целях: аЛтын (ювелирный магазин); ПланТация (кафе); миниСАМ (магазин); БуБеН (магазин мебели).

Намеренное использование прописной буквы вразрез с существующими правилами часто сопровождается ненормативным написанием слова. Выделение неверно написанной буквы (ДискотЭка), очевидно, по мнению авторов рекламы, должно связывать в сознании адресата этого текста написание с просторечным произношением.

Графическое выделение части слова в рекламе указывает на скрытый смысл, вызывает у потенциального покупателя направленные ассоциации: Дни перФОРАтора! перФОРАторы до 30% скидки (реклама магазина инструментов; актуальным является слово фора, выделенное внутри слова перфораторы) НАКОПИтельный вклад (банк Элби-Траст); MAXимальный (телефонный тариф) – в последнем случае смешивается латинский и кириллический шрифт.

О том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, читайте ЗДЕСЬ



4 комментария:

  1. а есть сочинение на тему зачем нужны заглавные буквы?

    ОтветитьУдалить
  2. Мне кажется, используя этот материал, можно написать отличное сочинение!

    ОтветитьУдалить
  3. Превосходный материал для сочинения.Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  4. хороший материал для работы, он не только помогает написать сочинение, но и узнать новое) Спасибо)

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!