четверг, 23 октября 2014 г.

ОГЭ Обособленные обстоятельства (подготовка к заданию 9)

Задание 7 связано с темой "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ", а именно:
1. обособленные обстоятельства;
2. уточняющие обстоятельства;


В данной статье речь пойдёт об ОБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

Статья содержит не только теорию, но и тренировочное упражнение, а также ссылку на онлайн тест.

1. Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены в устной речи интонацией, а в письменной -  запятыми.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? и т.д.


2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1. одиночным деепричастием  (Пошумев, река успокоилась.)

2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки.)

3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки.
Вместо союза КАК могут употребляться синонимичные союзы СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧТО.

4. уступительным оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА или НЕВЗИРАЯ НА (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари. )

5. существительным с производным предлогом БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ или ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.  Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)


3. НЕ ПУТАЙТЕ!

1.Деепричастные обороты с ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ:

  • Судя по всему, наше путешествие затянется. 
  • По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать. 

(выделенная часть предложения - это вводные слова, а не деепричастный оборот)


2.Деепричастные обороты с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ:
  • [Вот книга], (прочитав которую вы узнаете много интересного)
  • [Перед старыми заводами возникали десятки проблем], (не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей). 

(выделенная часть предложения - это придаточное определительное, а не деепричастный оборот)

! В деепричастном обороте НЕТ грамматической основы!


3.Сравнительные обороты с ПРИДАТОЧНЫМИ СРАВНИТЕЛЬНЫМИ:

  • [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы).
(выделенная часть предложения - это придаточное сравнительное, а не деепричастный оборот)

! В сравнительном обороте НЕТ грамматической основы!


4.Уступительный  оборот с ПРИДАТОЧНЫМ УСТУПИТЕЛЬНЫМ

  • [Он выглядит опрятным, чистым](несмотря на то что одежда его изрядно поношена).

(выделенная часть предложения - это придаточное уступительное, а не деепричастный оборот)


В уступительном обороте НЕТ грамматической основы!


4. НАЙДИТЕ в данных предложениях обособленные обстоятельства

Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.

1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника.

2. Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.

4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка , сверкали на темно-синем своде.

5. Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

6. Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу.

7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.

8. Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил...

9. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.

10. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

11. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.

12. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

13. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.

14. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

15. Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.

16. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.

17. Долгое время он боролся с своею догадкою, принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения, но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения.

18. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.

19. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.

Материал для самопроверки


5. ФОРМУЛИРОВКА задания 9 теста ОГЭ

Среди предложений ... найдите предложение (-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его номер. 

Выполнить задание 9 в режиме онлайн




51 комментарий:

  1. Там 2 раза написано "Вследствие"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо,ваш сайт очень полезный,ГИА сдавать очень сложно,но с сайтом гораздо проще!

      Удалить
  2. Ответы
    1. Помогите составить два предложения,используя данные слова в качестве уточняющих обстоятельств:новгород-северский десна; архангельск двина

      Удалить
    2. Честно говоря, не совсем поняла задание.

      Удалить
  3. Спасибо большое вы очень помогли

    ОтветитьУдалить
  4. Тысячу раз спасибо от не очень способного ученика!!!!Ваш сайт мне очень помогает!Я учусь в 8 классе.Спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Думаю, что при таком серьёзном отношении к предмету Вы быстро из "не очень способного ученика" превратитесь в "очень способного" =)

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо большое, вы помогли многим ученикам!

    ОтветитьУдалить
  7. спасибо ,очень хороший сайт)))

    ОтветитьУдалить
  8. Целевой оборот относится к обособленным определениям?
    Он приехал в Париж, чтобы купить семена тюльпанов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный9 марта 2012 г., 9:05

      разве это не придаточное цели?

      Удалить
    2. Да, это СПП с придаточным цели. Так, по крайней мере, учат в школе.

      Удалить
  9. Незнаю как я завтра здам эти экзамены. Особенно сложно с этими обособлеными обстоятельствами!!!

    ОтветитьУдалить
  10. большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо! Класcный сайт!

    ОтветитьУдалить
  12. да уж,точно спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. здесь написано, что существительное с "вопреки" - обстоятельство.
    но и в посте с дополнениями тоже существительное с "вопреки"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Похоже, это опечатка. Предлог "вопреки" употребляется в обособленном обстоятельстве.

      Удалить
  14. Анонимный7 мая 2012 г., 6:39

    Спасибо огромное!
    все подробно, понятно написано
    Везде бы так было

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный8 мая 2012 г., 6:33

    приподняв голову это обособленное определение???????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

      Удалить
  16. Анонимный13 мая 2012 г., 2:22

    Побольше таких сайтов!!!

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный27 мая 2012 г., 3:37

    отличная информация,пригодилась для егэ в 11 классе

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный30 мая 2012 г., 8:47

    Спасибо, как раз готовлюсь к гиа 9 класс,очень помогли и так все понятно! Еще раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
  19. Анонимный3 июня 2012 г., 20:24

    спасибо большое)

    ОтветитьУдалить
  20. Анонимный4 июня 2012 г., 10:14

    Завтра ГИА по русскому языку, очень помогла данная статья о обособленных обстоятельствах.
    Огромное спасибо.)

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный28 июня 2012 г., 2:21

    спасибо огромное

    ОтветитьУдалить
  22. у меня уже в школе завтра пробные((((((((((спасибо за инфо

    ОтветитьУдалить
  23. я в 5-ом классе навероно если я спишу это как для сообщения то учитель будет поражен,спасибо выручили!(*_*)

    ОтветитьУдалить
  24. не особо понятно, объясните как отличать деепричастия от причастия

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Причастия и деепричастия образуются от глаголов. Причастия образуются с помощью суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -ённ-, -нн-, -т-. Причастия похожи на прилагательные: отвечают на вопрос КАКОЙ?, имеют такие же, как у прилагательных, окончания. Например: летящий шар (тот, который летит).
      Деепричастия имеют суффиксы -а-, -я-, -вши-, -ши-, -в-, -учи-, -ючи-. Отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Не изменяются, как наречия, не имеют окончания. Например: шёл, подпрыгивая (что делая?), ушёл, простившись (что сделав?)

      Удалить
  25. помогите...
    нет обособленного обстоятельства в предложении(знаки не расставлены
    а) смех в отличие от голоса был у нее чистый и звонкий
    с) в дверях кибитки расправив мощные крылья сидел беркут
    д)он шел не замечая прохожих
    е) мы ехали не останавливались

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В предложениях с)и е) есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: расправив мощные крылья, не замечая прохожих.
      В предложении е),по-моему, должно быть слово "не останавливаясь" - одиночное деепричастие, которое тоже является обособленным обстоятельством.
      А в предложении а) есть обособленный член, но не обстоятельство: в отличие от голоса. Это обособленное дополнение.

      Удалить
  26. когда я вышла на кухню- является ли обособленным обстоятельством?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не является. Это предложение (основа - я вышла), придаточное обстоятельственное времени.

      Удалить
  27. а вы не знаете, сколько будет вариантов на гиа в этом году?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а нам говорят, что у каждого будет свой

      Удалить
    2. Скорее всего, это вам говорили про тему сочинения. У каждого будет своя индивидуальная формулировка задания С2.

      Удалить
    3. Марина Анатольевна помогите мне пожалуйста научиться писать сочинение для гиа. Пожалуйста.

      Удалить
    4. Начните с этой памятки: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2014/01/2014.html#more

      Удалить
  28. Анонимный23 июня 2013 г., 6:45

    Марина Анатольевна,спасибо большое вам. вы очень сильно выручили

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо очень помогли )))))

    ОтветитьУдалить
  30. Можно бы привести примеры, когда осложненное обстоятельство, выраженное деепричастием, не обособляется? Нам говорили на уроке, что это происходит, когда есть усиливающая частица, выражается состояние человека (сидела чуть откинув голову) или фразеологизмы.

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!