пятница, 18 марта 2011 г.

Материал к сочинению на тему "Зачем нужна точка с запятой?"

Обновление 23.04.11

1. Происхождение точки с запятой

То́чка с запято́й (;) — отделительный непарный знак препинания.

Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием (итал. Aldo Pio Manuzio; 1449/14501515), использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений.

Шекспир уже использовал точку с запятой в своих сонетах.

В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.

В греческом языке, а также (под влиянием греческого) в церковнославянском языке точка с запятой играет роль вопросительного знака.


2. Современные ФУНКЦИИ точки с запятой

а) РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция

В русском языке точка с запятой употребляется ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ:
  • однородных членов предложения, если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые:
Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.
  • частей сложного предложения
- между составляющими частями БСП (бессоюзного сложного предложения), обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые

Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

- между частями ССП (сложносочинённого предложения), если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые

Например: Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.

- между соподчинёнными придаточными предложениями в составе СПП (сложноподчинённого предложения), если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами

Например: Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли.

Если в данных случаях употребить вместо точки с запятой запятую, то границы синтаксических отрезков не были бы чёткими, поскольку внутри каждой части уже есть запятые, поставленные на другом основании.

Точка с запятой выручает авторов, когда текст чрезмерно осложнен и однородным перечислением, и внутренними выделениями, уточнениями, вводными сочетаниями. Запятая в таком громоздком тексте оказалась бы бессильной.

б) СМЫСЛОВАЯ функция

Благодаря употреблению точки с запятой мы можем не только чётко обозначить границы определённого синтаксического отрезка, но и
  • зафиксировать его смысл,
  • облегчить восприятие мысли,
  • объединить логически связанные детали.
Например: А перед Челкашом быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца - рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец свои Григорием, усатым здоровым солдатом, ловким красавцем (М. Горький).

Смысл этого чрезвычайно распространенного и насыщенного содержанием предложения достаточно четкий, и большая роль в этом принадлежит точке с запятой.

Картина первая - Григорий-ребенок и все с этим связанное; картина вторая - Григорий-взрослый (жених и солдат); картина третья - мать и отец, уже постаревшие; картина четвертая - встреча Григория деревней после службы; наконец, картина пятая - гордость отца.

Все обозначенные куски описания отграничены друг от друга точкой с запятой. Так знак облегчает восприятие мысли, объединяя логически связанные детали.

Смысловая функция точки с запятой особенно наглядно постигается при некоторых манипуляциях с текстом, например: Сытые лошади деловито трусили ровной рысцой, казалось, не замечая ни сбруи, ни упряжки, бежали себе, привычно пофыркивая и встряхивая челки над глазами (Ч. Айтматов).

Ср. варианты с более четкими смысловыми связями: Сытые лошади деловито трусили ровной рысцой, казалось, не замечая ни сбруи, ни упряжки; бежали себе, привычно пофыркивая и встряхивая челки над лазами. - Сытые, лошади деловито трусили ровной рысцой; казалось, не замечая ни сбруи, ни упряжки, бежали себе, привычно пофыркивая и встряхивая челки над глазами.

Точка с запятой, поставленная в том или другом месте, сообщает предложению единственное прочтение, тогда как при запятой допускается разное толкование.

В других случаях точка с запятой может помочь избежать логической или смысловой ошибки. Например, в предложении Перед Чеховым пошли мужики, переселенцы, нищета, эпидемии, царская каторга... («Культура и жизнь») запятые уравнивают в однородном ряду слова.

Избежать такой ошибки можно с помощью точки с запятой: Перед Чеховым пошли мужики, переселенцы; нищета, эпидемии, царская каторга... В таком случае вторая часть предложения приобретает самостоятельность и может быть воспринята как перечисление слов, обобщенно рисующих картины тяжелой, безрадостной жизни.

в) ИНТОНАЦИОННАЯ функция

Если говорить об интонации, то главное различие между запятой и точкой с запятой в степени длительности паузы, ими фиксируемой.

Проведем небольшой эксперимент - в данном предложении: Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда - старого иссохшего дерева, принесенного и выброшенного сюда, на песок, волнами реки -заменим запятую после слов "маленький" и "хрупкий" точкой с запятойЛенька был маленький, хрупкий; в лохмотьях он казался корявым сучком...  Как изменяется интонация? Пауза становится более длительной, интонационный разрыв между первой и второй частью бессоюзного сложного предложения увеличивается.

По своему назначению в речи точка с запятой стоит как бы между запятой и точкой, особенно с точки зрения отражения интонации, - знак обозначает паузу средней длительности.


3. ВЫВОД
Точка с запятой все более употребляется как фиксатор смысловых разрывов в тексте, он разъединяет тематически отстоящие друг от друга части предложений, помогает перераспределить смысловые и грамматические связи слов.



Читаем также статью: Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?



15 комментариев:

  1. Спасибо,помогло!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо.Но все-таки мало.

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо за сочинение)))мне помогло!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный1 мая 2011 г., 5:57

    Сайт - просто золото! я не знаю, что бы без него делала... Спасибо огромное!)

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный10 мая 2011 г., 4:06

    Спасибо)))Как же без вашего сайта на экзамены идти?

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный22 мая 2011 г., 7:44

    сайт отличный!!!! а вот есть предложение развернуть нечто более масштабное про ЕГЭ - ведь уже через 2 года сдавать!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный24 мая 2011 г., 3:55

    Очень хороший сайт, огромное вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный25 мая 2011 г., 7:44

    Спасибо большое, просто огромное спасибо!!! Очень помог Ваш сайт!

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный25 мая 2011 г., 10:44

    автор данного блога сотворил чудо. огромнейшее ему спасибо. в кротчайший срок помогло подготовиться и разобраться с ошибками, не пришлось бродить по просторам интернета и рыться в океане различной информации)

    ОтветитьУдалить
  10. спасибо большое,завтра экзамен надеюсь поможет.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный25 мая 2011 г., 12:30

    хороший сайт, всё-таки нигде такого нет... буду надеятся, что хоть четыре получу, а может и пять. Настя

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный25 мая 2011 г., 20:13

    Спс. В сочинении поможет точно. Хух. Сёдня экзамен.

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный25 мая 2011 г., 21:47

    Спасибо вам. Отличный сайт. И повторить можно, и мысль развить.

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!