среда, 4 января 2012 г.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2012)

Если у вас до сих пор туманные представления о том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по афоризму лингвиста Г.Степанова, тогда эта памятка вам поможет внести ясность в этот вопрос!



1. Как сформулировано задание С2.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
 

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
 
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение - вывод

3. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова.
Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления.

Вариант 1. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

Вариант 5. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.

Вариант 6. Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 7. Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:

лингвист
учёный
языковед
автор высказывания
филолог
Г.Степанов

утверждал
считал
писал
рассуждал

высказывание
афоризм
мысль
утверждение
суждение
мнение
слова
изречение

справедливо
верно
неоспоримо
бесспорно
понятно

Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я вынужден согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …

Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна.
Бесспорно мнение автора о том, что...

докажем
покажем
продемонстрируем
подтвердим
проиллюстрируем
разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

Я думаю, …
Я считаю, …
По моему мнению, …
На мой взгляд, …
Мне кажется, …

Безусловно, …
Разумеется, …
Конечно, …


4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:
  1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
  2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:
  1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
  2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
  3. Взаимосвязь лексики и грамматики.
Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём  думают люди».

Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.


Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.
Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») -  область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена тремя смежными дисциплинами  - морфологией, синтаксисом и словообразованием. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе три раздела: морфологию, синтаксис и словообразование.

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой.
Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Материал взят из: http://bugabooks.com/book/262-teoreticheskie-osnovy-grammatiki/4-vvedenie.html
Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Материал взят из: http://bugabooks.com/book/262-teoreticheskie-osnovy-grammatiki/4-vvedenie.html

Вариант 5. Грамматика  - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. 

Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.

Вариант 8. Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.

Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.

Связь грамматики и лексики очевидна.

И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.

Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому,  лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Грамматика и  лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.

О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего.

В  том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.


5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и  
   грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . 


6. Что такое лексические и грамматические явления?

  1. омонимы
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. паронимы
  1. общеупотребительная лексика
  2. диалектизмы
  3. профессионализмы
  4. жаргонизмы
  5. арго
  6. эмоционально окрашенные слова
  7. архаизмы
  8. историзмы
  9. неологизмы
  10. заимствованные слова
  11. старославянизмы
  12. традиционно-поэтические слова
  13. народно-поэтические слова
  14. разговорная лексика
  15. просторечные слова
  16. книжная лексика
  17. термины
  18. фразеологизмы
  19. крылатые слова
  20. эмоционально-экспрессивная лексика
  1. метафора
  2. метонимия
  3. ирония
  4. гипербола
  5. олицетворение
  6. сравнение
  7. синекдоха
  8. литота
  9. эпитет
  10. антономасия
  11. аллегория
  12. перифраза
  13. художественный символ
  1. градация
  2. антитеза
  3. оксюморон
  4. лексический повтор
  5. анафора
  6. эпифора

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.

Морфема - это наименьшая значимая часть слова. 

В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): 
  1. корень
  2. приставка
  3. суффикс
  4. окончание


Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

Части речи:

а) самостоятельные
  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное
  • местоимение
  • глагол
  • причастие
  • деепричастие
  • наречие
б) служебные
в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:
  • способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
  • повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
  • восклицательные и невосклицательные предложения
  • простые предложения
  • двусоставные и односоставные предложения
  • типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
  • неполные предложения
  • распространённые и нераспространённые предложения
  • обращения
  • однородные члены
  • обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
  • уточняющие и поясняющие члены
  • вставные конструкции
  • вводные слова и предложения
  • прямая речь
  • косвенная речь
  • диалог
  • сложносочинённые предложения
  • сложноподчинённые предложения
  • бессоюзные предложения
  
Синтаксические средства художественной изобразительности
  • риторические восклицания
  • риторический вопрос
  • риторическое обращение
  • параллелизм
  • анафора
  • эпифора
  • инверсия
  • эллипсис
  • умолчание
  • смещение синтаксических конструкций
  • присоединительные конструкции
  • парцелляция
  • многосоюзие
  • бессоюзие
  • градация

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?

Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения  34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 2
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».  
 
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая. 
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 3
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
 
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 4
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.
 
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей  и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 6
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 7
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. --------------------------------------------------------------------------------------------------


8. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.


Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, это и хотел донести до нас языковед  Г.Степанов.
 
Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".

Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.   


Образец 6. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.

Образец 7. Итак, лексика и грамматика помогают пишущему выразить мысль: первая - семантически, вторая - синтаксически.

Образец 8. Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.

9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.

Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):

1 абзац - тезис,
2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,
3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
4 абзац - вывод

10. Каким должен быть объём сочинения?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

11. Про почерк

Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.

УДАЧИ!


При составлении памятки были использованы следующие материалы:
Сочинения Ольги Самсоновой
Теоретический материал
Статья Яшина В.М.
Сочинения Борисова С.А.
Сочинения Бенделеевой Л.М. 
Дидактический материал Харламовой Н.Г. 
Материалы презентации Беспаловой Т.В. 

Читаем также:

Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2.1)



314 комментариев:

  1. просто великолепно.выбрать свой вариант,выучить,написать на экзамене.просто и в общем-то не так много думать,только примеры найти,но с таким подробным объяснением это будет сделать не так сложно.спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный3 июня 2012 г., 8:10

      это пример написания сочинения, такого на ГИА и ЕГЭ не будет!

      Удалить
    2. Наоборот, именно такая тема будет на экзамене.

      Удалить
  2. Спасибо большое!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо огромное!!! :)

    ОтветитьУдалить
  4. Огромное спасибо) Очень мне помогло)

    ОтветитьУдалить
  5. отличный сайт, большое спасибо!!)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за помощь!

    ОтветитьУдалить
  7. Огромнейшее спасибо! Всё очень понятно и лаконично!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо большое!Развеяли растерянность, которая появилась в первый момент.

    ОтветитьУдалить
  9. Большое спасибо. Отличный сайт)

    ОтветитьУдалить
  10. огромное спасибо за огромную помощь)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

    ОтветитьУдалить
  11. Очень хорошо написано! Спасибо большое!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Очень полезный материал. Спасибо за помощь!!!

    ОтветитьУдалить
  13. спасибо)очень полезная информация

    ОтветитьУдалить
  14. все ясно спасибо)

    ОтветитьУдалить
  15. выражаю огромную благодарность именно за этот материал) так как в школе к этому не готовят,буду стараться сама подготовиться) Всё изложено чётко,доступно и понятно)спасибо особенно за синонимы) лексический запас у меня не широк)))

    ОтветитьУдалить
  16. Всё очень понятно, разложено по полочкам! Огромное СПАСИБО :)

    ОтветитьУдалить
  17. Благодарю, очень помогло, буду надеяться на хороший балл)

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный1 марта 2012 г., 5:29

    огромное, вам, спасибо! Вы очень сильно помогаете нам, тем, кто готовится к ГИА.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я желаю всем 9-классникам удачи на экзамене!

      Удалить
    2. Нифига не помогло!!!

      Удалить
    3. Мне очень помогло. Спасибо большое!

      Удалить
    4. Анонимный (Apr 10, 2012 01:56 AM), если тебе данный материал не помог, то мне просто страшно за будущее России (ведь оно именно за вами... ну, т.е. за нами и такими, как ты). Да здесь любой двоечник скатать сможет... Автору же хочется сказать огромное спасибо за колоссальную работу, которая была проделана!

      Удалить
    5. Все прекрасно помогло!
      Очень хороший материал,спасибо большое!!!

      Удалить
    6. Да ты что! А за что спасибо говорить??? Если бы мне это оценили положительной оценкой, вот тогда да, я бы сказал спасибо.

      Удалить
    7. Анонимный13 мая 2012 г., 0:24

      спасибо большое, помогло очень!)))

      Удалить
    8. Анонимный13 мая 2012 г., 0:28

      Анонимный,Да ты что! А за что спасибо говорить??? Если бы мне это оценили положительной оценкой, вот тогда да, я бы сказал спасибо
      так надо списывать не тупо, а хотя бы что то думать!!!!!!!!!!

      Удалить
  19. Спасибо большое !!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  20. Подскажите, на самом экзамене тема сочинения будет именно такая? Т.е. получается только аргументы надо правильно подобрать, так как текст будет другой предложен. Но тезис, вывод и клише можно оставить без изменений? Я правильно поняла? Или все же будет предложено другое высказывание какого-нибудь лингвиста?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный8 марта 2012 г., 2:48

      Неужели??? первый раз слышу... откуда вы знаете какая тема будет на ГИА, если заданий никто не может знать - только сам составитель этих заданий, эти задания распакуют из запечанного конверта перед самым началом экзамена. Откуда вообще вы взяли эту информацию?!

      Удалить
    2. Конечно, формулировку всех заданий ГИА не знает никто. Кроме задания С2.1, которое в экзаменационном тексте будет так же сформулировано, как в демоверсии 2012 года. Эту информацию я узнала от компетентных в данном вопросе людей. Кроме того, об этом можно прочитать на страницах журнала "1 сентября".

      Удалить
    3. А нам сказали, что могут быть другие высказывания.Нам пришлось даже книгу купить по подготовке к с2.1. Скажите пожалуйста, это уже конечный вывод ,что на на настоящем гиа 2012 года задани с2.1 будет состоять из высказывания Степанова?

      Удалить
    4. Вас, к сожалению, неправильно информировали. Задание С2.1 будет связано ТОЛЬКО с высказыванием Степанова (как в демоверсии). Это ТОЧНО.

      Удалить
    5. Анонимный2 июня 2012 г., 6:39

      Все учителя состоят в одной секте) ну или им просто Лень придумывать что-то новое = удачи всем!

      Удалить
  21. Анонимный5 марта 2012 г., 7:04

    Спасибо огромное за Ваш Труд))

    ОтветитьУдалить
  22. Марина Анатольевна, спасибо вам!!!!
    Пробный Гиа написал на 40 баллов!

    ОтветитьУдалить
  23. спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо большое , очень помогли перед пробным экзаменом :*

    ОтветитьУдалить
  25. а сравнение не относится к лексическим явлениям???

    ОтветитьУдалить
  26. Огромное спасибо за помощь, это просто не оценимая услуга! спасибо

    ОтветитьУдалить
  27. Я не могу найти сочинение на тему а тут важно не ошибиться, помогите заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Где можно найти сочинение на тему "Боясь встретиться с ней по дороге, он удалился почти бегом, припадая на правую сторону: руку оттягивал чемодан"? Вот текст вариант 2. часть С2.2.

      Удалить
    2. К сожалению, образца сочинения по данной теме на блоге нет.

      Удалить
    3. А тестовую часть?

      Удалить
    4. Если вас интересуют ответы, то тоже нет.

      Удалить
  28. Спасибо!!))Это очень помогло!!))

    ОтветитьУдалить
  29. задания с2.1 точно такие будут?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а что в 2012 году темы сочинений во всех вариантах одинаковые будут????

      Удалить
    2. Формулировка задания С2.1 будет одинаковой во всех вариантах экзаменационного теста.

      Удалить
  30. Марина Анатольевна, Вы большая умница, а тот материал, который Вы разместили на сайте-"КЛАД"!!!

    ОтветитьУдалить
  31. Марина Анатольевна,раз на сочинении в ГИА будет только это высказывание,то можно его выучить и написать...правильно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В принципе, можно... Только не забывайте, что ещё необходимо привести 2 примера из указанного текста.

      Удалить
    2. это легко,у вас здесь все подробно написано,какие примеры приводить.спасибо вам большое!!!

      Удалить
  32. Спасибо большое!мы любим вас!

    ОтветитьУдалить
  33. Спасибо ОГРОМНОЕ!!!)))Все так подробно расписано,все понятно + с примерами!!!Вы просто супер!!!Спасибо еще раз))))

    ОтветитьУдалить
  34. здравствуйте))
    нам задали красиво придумать изречение о русском языке ,да так ,чтобы можно было бы к нему потом приписать ту тему ,на которую может попасться сочинение.Помогите пожалуйста

    ОтветитьУдалить
  35. Спасибо за сочинение)А то пропустила пару уроков, когда проходили его, а сегодня задали его на дом, Вы меня спасли))

    ОтветитьУдалить
  36. Спасибо за подробные примеры сочинения)
    У нас возник неразрешимый вопрос о том можно ли в сочинении использовать свои мысли и рассуждения, моим племянникам за привидение своих мыслей снизили баллы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Собственные мысли в сочинении не только можно выражать, но и нужно! А как иначе? А баллы снизили, скорее всего, за что-то другое. Советую Вам внимательно изучить критерии оценивания сочинения (на сайте ФИПИ в демоверсии 2012: http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html)

      Удалить
  37. Как же хорошо что тема сочинения в c2.1 во всех вариантах одинаковая! Огромное спасибо за сайт)

    ОтветитьУдалить
  38. Как считать слова в сочинении и изложении? Предлоги и союзы считаются?

    ОтветитьУдалить
  39. Марина Анатольевна, подскажите пожалуйста, завтра пишем краевую диагностическую работу по русскому языку, а именно сочинение, тема такая же и будет, по Г.Степанову? или какие то другие. если другие то, подскажите пожалуйста

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Задание С2.1 ДОЛЖНО выглядеть так:

      Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

      Другие варианты ИСКЛЮЧЕНЫ.

      Но, как показала практика, некоторые регионы в диагностических работах игнорируют эту формулировку и предлагают высказывания других авторов. Поэтому я не могу вам сказать, как будет у вас. Могу лишь сказать, как должно быть.

      Удалить
    2. а как насчет тестов?что именно нужно знать?

      Удалить
    3. А можно ли потом предъявить,что они ту тему дали для сочинения??

      Удалить
    4. Честно говоря, такой информацией не владею.

      Удалить
  40. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  41. Марина Анатольевна, а слова-паразиты относятся к лексическим явлениям?

    ОтветитьУдалить
  42. ВНАТУРЕ ЧОТКО-СДАМ НА 5

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уверенность в собственных силах - половина успеха!

      Удалить
    2. вот только "внатуре" научится раздельно писать и "чотко" через "ё", тогда может и сдаст на 5... =)

      Удалить
    3. Не аноним17 мая 2012 г., 9:42

      Анонимный," ВНАТУРЕ ЧОТКО-СДАМ НА 5" это такой прикол если что!

      Удалить
  43. Можно примеры писать после вывода

    ОтветитьУдалить
  44. Спасибо большое за информацию!
    Скажите, а где-то можно найти задания по гиа, которые можно скопировать к себе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если вас интересуют тесты, то посмотрите тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2

      Удалить
  45. спасибо большоооое)

    ОтветитьУдалить
  46. на сочинениях с2.1,надо привести пример из текста иллюстрирующий лексику,а это может быть метафорой,эпитетом и т.д.Задания А3,как раз на определения средства речевой выразительности,значит пример можно взять из этого задания...
    Объясните пожалуйста,как все это грамотно изложить??
    Не будешь же писать,допустим:...например в предложении 12 используются средства речевой выразительности...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что, выполняя задание А3, можно ошибиться, и эта ошибка потом окажется в вашем сочинении. Поэтому при выборе примера, иллюстрирующего лексические явления, не стоит ограничивать себя заданием А3. А о том, как оформлять примеры в сочинении, можно прочитать в этой статье:http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html#more

      Удалить
  47. Это, конечно, замечательно, что теперь можно просто заучить готовые варианты вступлений и заключений, но это не дело! Название данного задания говорит само за себя - СОЧИНЕНИЕ, а здесь ничнго сочинять и не приходится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аноним,а вам какое дело?
      Если ученик хочет сдать экзамен,то он будет готовится. И я думаю не один двоечник не будет лазить по этим сайтам,потому что он уже знает,что пойдёт работать сразу после 9 или в ПТУ или шарагу какую-нибудь. А если хорошист или отличник или даже троечник хочет хоть,что то представлять в этой жизни он обязан любыми путями сдать ГИА!!!

      Удалить
  48. Уважаемая Дарья, дело далеко не в этом.
    Я , в целом, не против ГИА, но поймите: как можно научить человека думать и выражать свои мысли САМОСТОЯТЕЛЬНО, когда
    за него все уже сделано?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Данная статья не призывает всех 9-классников заниматься списыванием сочинения. Она помогает лишь сориентироваться в работе. Представьте себе, что тему сочинения выпускники узнают лишь в день экзамена. Все ли сообразят, о чём писать и как писать? Думаю, лишь единицы справятся с этим заданием без подготовки. Ученик мыслящий, читающий и умеющий выражать свои мысли никогда не будет довольствоваться готовыми шаблонами. Ну а для слабого - это возможность как следует подготовиться к сочинению.

      Удалить
  49. У меня вопрос!!!
    Нужно ли писать в сочинении «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» определение что такое лексика, грамматика?

    ОтветитьУдалить
  50. Спасибо, Марина Анатольевна. Ваши материалы стали хорошим подспорьем в работе.С уважением, учитель русского языка и литературы МОУ Одинцовского лицея №2 Гурская Н.В.

    ОтветитьУдалить
  51. а есть готовое сочинение по Ю.Сенковичу в-13 С2.1

    ОтветитьУдалить
  52. все очень замечательно,ОООЧЕНЬ помогает при подготовке!! спасибо вам!был бы еще такой блог и по математике,обществу..((

    ОтветитьУдалить
  53. Огромное спасибо, оказали огромную помощь в работе

    ОтветитьУдалить
  54. Это единственный сайт которым я пользуюсь для того чтобы написать такое сочинение. Благодаря вашему сайту мы все напишем ГИА на максимальный бал(по сочинению),главное перед экзаменом выучить и вставить свои слова. СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ ОТ ВСЕХ УЧЕНИКОВ ,СДАВАВШИЕ ГИА В ЭТОМ ГОДУ.СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО! ОГРОМНОЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  55. Спасибо за материал, надеюсь пригодится на экзамене :)

    ОтветитьУдалить
  56. от души с душой душевной)завтра на пробнике проверю!

    ОтветитьУдалить
  57. Марина Анатольевна,вводное слова,это лексическое явление??

    ОтветитьУдалить
  58. Крюкова Марина Анатольевна можите написать сочиненение по этому тексту ?

    (1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

    «(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? — философствует он в такие минуты. — (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?»

    (7)И Серёжка спрашивает отца:

    — (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

    (9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»

    (14) И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..

    — (17)О чём ты думаешь? — спрашивает отец, прервав свой рассказ.

    — (18)Пап, а собака — умное существо? (19)Она понимает, что ей говоришь?

    — (20)По-моему, понимает.

    — (21)А как понять человеку, что она чувствует?

    — (22)Наверное, надо научить её говорить, — шутит отец.

    — (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.

    — (24) Ну, как знаешь, — отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?

    — (26)А ветеринар — неплохая специальность! — кричит за стенкой отец.

    (27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат... (30)А тут важно не ошибиться. (По Е. Велтистову)

    ОтветитьУдалить
  59. здравствуйте. а можно спросить, какое задание, на ваш взгляд, легче: с2.1 или с2.2???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это индивидуально. В задании С2.1 тема определена, но необходимо владеть теоретическим материалом (лексические и грамматические явления). Для успешного выполнения задания С2.2 необходимо уметь рассуждать и анализировать текст.

      Удалить
  60. как понять "эмоционально-экспрессивная окраска"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального определения белый. Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятия: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).

      Удалить
  61. надеюсь мне завтра поможет этот материал) пожелайте мне удачи!

    ОтветитьУдалить
  62. Огромное спасибо за такой ценный материал!

    ОтветитьУдалить
  63. Огромное спасибо это единственый сайт на котором информация была полезной!!!

    ОтветитьУдалить
  64. Если ты напишешь этот афоризм на сочинении «Словарь языка свидетельствует, о
    чём думают люди, а грамматика – как они думают»,то как слова засчитают их????

    ОтветитьУдалить
  65. очень хороший сайт! Мне он очень помог

    ОтветитьУдалить
  66. Скажите, пожалуйста, а какой максимальный порог слов в сочинении? И считаются ли слова, взятые из текста, по которому пишется сочинение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максимальный предел в этом году не ограничен. Цитаты тоже считаются.

      Удалить
  67. спасибо большое!!!!! А что в 2012 году тема сочинений во всех вариантах одинаковые будут??

    ОтветитьУдалить
  68. темы сочинения С2.1 во всех вариантах будут одинаковые??????

    ОтветитьУдалить
  69. Классно)Тут всё внятно!!!*********

    ОтветитьУдалить
  70. Объясните, пожалуйта,как именно считать слова в сочинении и изложении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Предлоги, союзы, частицы считаются отдельно. Слова, написанные через дефис - как одно слово.

      Удалить
  71. Анонимный3 мая 2012 г., 8:21

    Спасибо большое!!! С таким подробным объяснением не так уж сложно разобраться как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.)))

    ОтветитьУдалить
  72. Анонимный4 мая 2012 г., 6:14

    БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!!!))))ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ)))))

    ОтветитьУдалить
  73. Анонимный7 мая 2012 г., 5:19

    мне кажется, что было бы лучше,чтобы придумали только шаблон, в который надо вставлять минимум слов, где все было бы написано за детей... Так легче

    ОтветитьУдалить
  74. Анонимный9 мая 2012 г., 3:06

    Аргументы и примеры это одно и тоже ? Например если ты написал после толкования лексики: Пример лексического явления можно найти в предложении №1. А после толкования грамматики: Пример грамматического явления можно найти в предложении №2. Этого достаточно, в смысле описывать их не нужно или все же как в образцах примеров ? Есть ли разница ???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пример не только приводится, но и комментируется. Обязательно нужно назвать лексическое или грамматическое явление. Так что того, что Вы написали, будет недостаточно.

      Удалить
  75. Анонимный10 мая 2012 г., 6:05

    А мы вот так пишем это:
    "Известный лингвист Степанов утверждает:2Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают". Как я понимаю эту фразу?
    Словарь языка - это лексика. Знание лексики позволяет человеку выражать свои мысли. Например,(Лексическое явление) (Предложение (№))(что делает данное явление).
    Однако, чтобы правильно выражать свои мысли, необходимо знать и грамматику, которая изучает изменение слов в языке, а также богатство синтаксических связей слов в словосочетаниях и предложениях. Например, (Грамматическое явление)(Предложение (№))(что делает данное явление).
    Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.

    ОтветитьУдалить
  76. Анонимный11 мая 2012 г., 3:56

    Марина Анатольевна!
    А возможна ли такая ситуация:весь текст написал по вашим шаблонам,а от себя добавил только пример из текста и лексическое(грамматическое) явление.Могут ли при проверке моей работы поставить мне двойку или снизить баллы?
    Преждевременно благодарю за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, нет (если Вы не будете во время экзамена пользоваться шпаргалкой и если этого не заметят ассистенты).

      Удалить
  77. Анонимный11 мая 2012 г., 3:57

    Марина Анатольевна!
    А в задании С1 будет использована аудиозапись или будет читать учитель?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теоретически в этом году при написании сжатого изложения должна использоваться аудиозапись. Но на практике всё будет зависеть от технических возможностей той школы, в которой вы будете сдавать экзамен.

      Удалить
  78. Анонимный11 мая 2012 г., 8:37

    Здравствуйте, Марина Анатольевна! Большое спасибо за ту огромную работу, которую вы сделали! Искренне благодарю!Только у меня есть вопрос! Если экзаменатор увидит несколько работ с одинаковыми вступлениями, основными частями и заключениями (задание С .1) , но примеры в них будут разные, то не поставят ли он два за списывание? Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если сочинения будут абсолютно одинаковые (слово в слово), то, конечно, у эксперта появится мысль о том, что работы списаны с одного и того же источника. Поэтому надо постараться выразить мысли своими словами, чтобы не было таких совпадений.

      Удалить
  79. Анонимный15 мая 2012 г., 2:27

    Не совсем ясна мне мысль Степанова. О чем мы думаем - это понятно. Но как мы думаем - что под этим имеется в виду. Культура и грамотность речи? Но это скорее как мы ГОВОРИМ, выражаем свою мысль. Или нужно рассуждать так: такие-то слова отражают то, о чем мы думаем, а грамматическое оформление этих слов - средство выражения нашей мысли?

    ОтветитьУдалить
  80. Анонимный17 мая 2012 г., 5:15

    Спасибо огромное!!!!!
    Очень мне помогли, благодарю за проделанную Вами работу)
    Буду рекомендовать сайт своим одноклассникам и друзьям!!!!!

    ОтветитьУдалить
  81. Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена !!!!двумя!!!! смежными дисциплинами - морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.


    Моя учительница с этим не согласилась. Добавила еще и словообразование.

    ОтветитьУдалить
  82. Анонимный20 мая 2012 г., 0:54

    Здравстуйте, возник вопрос, а можно на настоящем ГИА написать сочинение вот так " Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
    Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..." Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.
    Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка "свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (129 слов)
    у мя с С2.2 проблемы, вот поэтому я буду писать первое.. сочинение написанное выше подойдет?

    ОтветитьУдалить
  83. Анонимный20 мая 2012 г., 5:03

    СПАСИБО ОГРОМНОЕ БЛАГОДАРЯ ВАМ Я ПРОБНЫЙ ГИА НА 4 НАПИСАЛ

    ОтветитьУдалить
  84. Анонимный20 мая 2012 г., 8:25

    спасибо оооогромное!!!))))теперь буду надеяться на самый высокий балл..)))

    ОтветитьУдалить
  85. Анастасия20 мая 2012 г., 9:38

    Марина Анатольевна! Огромное вам спасибо! Вы мне очень помогли! Это замечательно что есть такие прекрасные люди как вы! От всего сердца желаю вам успехов в жизни!

    ОтветитьУдалить
  86. Александр21 мая 2012 г., 5:40

    Здравствуйте, Марина Анатольевна. Спасибо большое вам за вашу работу. Очень полезная информация. У меня к Вам такой вопрос:
    раньше всегда тренировался писать с2.2, с2.1 вообще не трогал, а сегодня узнал, что на экзамене будет именно такое высказывание Степанова и решил попробовать написать это задание.
    Если написать вот по-этому образцу (образец взят из интернета), можно ли рассчитывать на максимальную оценку сочинения?

    Собственно вот образец:
    Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
    И это действительно так. Доказательством служит такое лексическое явление, как слово, которое называет лица, предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Например, если бы в предложении 2 не было слова «ребятишки», было бы не понятно, кто пришел к Анне Федотовне.
    Подтверждает мысль ученого и такое грамматическое явление, как окончание слова, которое служит средством связи слов в словосочетании. Например, в словосочетании «деревянную шкатулку» (предложение 16) прилагательное «деревянную» связано с существительным «шкатулку» при помощи окончанию «-ую».
    Таким образом, лексические и грамматические явления делают высказывание понятным и связным, поэтому Степанов прав.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, я бы ещё добавила в сочинение определение слов "лексика" и "грамматика". А так всё хорошо.

      Удалить
  87. Анонимный25 мая 2012 г., 22:55

    Здравствуйте,Мария Анатольевна. У меня возник вопрос: можно написать сочинение более 100 слов?.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В сочинении должно быть не менее 70 слов, а верхний предел не ограничен.

      Удалить
  88. Анонимный26 мая 2012 г., 4:49

    Здравствуйте,Марина Анатольевна!Например,в тексте есть вводное слово "конечно",для чего он используется в тексте,можно ли сказать "для того чтобы дать эмоциональную оценку сообщаемого?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее, это вводное слово выражает оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность).

      Удалить
  89. Анонимный28 мая 2012 г., 7:20

    Огромное человеческое спасибо. Вы просто выручили меня. Марина;)

    ОтветитьУдалить
  90. Анонимный30 мая 2012 г., 3:28

    спасибо, все очень понятно написано) теперь мне будет не так сложно написать сочинение)

    ОтветитьУдалить
  91. Анонимный30 мая 2012 г., 4:30

    Здравствуйте.
    "Все кончилось (1). Больше в его жизни ничего не будет (2). Он остался совсем один(2). Маши больше не будет (3). И лета больше не будет (4)"
    В предложениях 1, 3, 4 используется параллелизм? Или что-то другое?

    ОтветитьУдалить
  92. Анонимный30 мая 2012 г., 22:37

    клас очень занимательный сайт многое узнал и понял спасибо создателю сайта

    ОтветитьУдалить
  93. Анонимный31 мая 2012 г., 9:35

    Спасибо Вам!!!

    ОтветитьУдалить
  94. Анонимный31 мая 2012 г., 11:11

    Спасибо вам огромное без вас бы я не смог даже на 3 написал не то что на 4)

    ОтветитьУдалить
  95. Анонимный1 июня 2012 г., 3:52

    спасибо Вам!материал очень помог,без него,мне бы было очень тяжело.
    ещё раз Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  96. Анонимный1 июня 2012 г., 4:11

    Спасибо вам большое очень помогли ваши статьи))
    А можно в настоящем ГИА написать такое сочинение:
    "Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».Пример лексического явления можно найти в предложении №_.В нем использовано такое грамматическое явление,как... .
    Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.Пример грамматического явления можно найти в предложении №_.В нем использовано такое грамматическое явление,как... .
    Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.
    Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли.Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов." ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно. Только помните, что необходимо не только назвать лексическое и грамматическое явления, но и указать их роль в тексте.

      Удалить
  97. Анонимный1 июня 2012 г., 9:43

    Здравствуйте,Марина Анатольевна.Будет ли оцениваться сочинение,если списать его из интернета?

    ОтветитьУдалить
  98. Анонимный2 июня 2012 г., 3:47

    Здравствуйте,Марина Анатольевна!Огромное вам спасибо за этот материал.Пользуясь им, я решилась впервые написать сочинение на лингвистическую тему.Очень интересно ваше мнение, можете ли вы посмотреть моё сочинение и указать ошибки?
    "Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают", - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Попробуем доказать это на конкретных примерах.
    Рассмотрим первую часть данного высказывания. На мой взгляд, под словом "словарь" Г. Степанов подразумевал лексику или словарный запас языка, который используют люди в речи.Слова отражают мысли людей,то есть, говоря словами лингвиста, "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ... предложению текста. В нём спомощью ... автор подчёркивает ... .
    Теперь остановимся на второй части высказывания. Грамматика – это раздел лингвистики,включающий в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.Возьмём,к примеру, предложение ... .В нём использовано такое грамматическое явление, как ... .Автор использует его для ...
    Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом. Человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё хорошо! Только нужно изменить последнее предложение, чтобы избежать повтора слова "мысль". Вот так: По-видимому, это и хотел донести до нас языковед Г.Степанов.

      Удалить
    2. Анонимный2 июня 2012 г., 10:51

      Большое спасибо!!!

      Удалить
  99. Анонимный2 июня 2012 г., 6:25

    Здравствуйте, а правда, что в качестве темы в 2012 году в задании С2.1 будет во всех вариантах именно это высказывание Степанова?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный2 июня 2012 г., 7:16

      Да, правда! Уже неоднократно этот вопрос задавали! Это правда!!!

      Удалить
  100. Анонимный2 июня 2012 г., 7:14

    Можно ли в качестве примера на лексику использовать слова с уменьшительно-ласкательным значением?

    ОтветитьУдалить
  101. Анонимный2 июня 2012 г., 8:00

    спасибо большое!материал изложен очень подробно и профессионально =))

    ОтветитьУдалить
  102. Анонимный2 июня 2012 г., 9:55

    а про степанова в гиа будет, да?

    ОтветитьУдалить
  103. Анонимный2 июня 2012 г., 10:47

    Спасибо большёе, очень ценный материал)))

    ОтветитьУдалить
  104. Анонимный2 июня 2012 г., 11:39

    Можно ли в качестве примера на лексику использовать слова с уменьшительно-ласкательным значением?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно, но в таком случае не надо акцентировать внимание именно на суффиксах, а просто напишите, что это экспрессивная лексика, выражающая, например, ласку. Если же акцентируется внимание на суффиксах, то здесь уже речь должна идти о грамматическом явлении.

      Удалить
  105. Марина Анатольевна, прокомментируйте, пожалуйста мое сочинение.

    «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую разобраться в этом афоризме известного российского лингвиста Г. Степанова.
    Словарь языка – это весь лексический запас языка. Слова в русском языке объединяются в группы по каким-либо признакам. К таким группам относятся паронимы, антонимы, омонимы, синонимы, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы и устаревшие слова (историзмы и архаизмы), заимствованные и исконно русские слова, общеупотребительные и не общеупотребительные слова. Одни и те же слова могут входить в разные группы.
    Рассмотрим, к примеру, такую группу слов как синонимы. Синонимы – слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению. Синонимы выражают разные оттенки значений слов. Так, в 8 предложении прочитанного мною текста, А. Приставкин использует синонимичные слова: соображал, думал. Кроме того эти слова можно отнести к общеупотребительным словам.
    Теперь обратимся ко второй части высказывания ученого. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Морфология изучает слова как часть речи, а синтаксис – словосочетания и предложения, а также правила их построения. Части речи разделены на две группы: самостоятельные и служебные. К первой относятся, например, имя существительное, глагол, причастие. Ко второй – частица, предлог, союз. Основными синтаксическими единицами являются слово, словосочетание и предложение. Предложения могут быть разными по своему характеру: односоставными и двусоставными, простыми и сложными, также в них могут встречаться однородные и неоднородные члены предложения. Например, в 14 предложении очень много однородных сказуемых: притаптывает, наденет, бросает, льет.
    По тому, как составлен текст, имеются или отсутствуют речевые, пунктуационные, орфографические и другие ошибки можно судить о грамотности человека. К сожалению, уровень грамотности среди учеников и студентов (и даже среди взрослых людей) средний.
    Написав сочинение-рассуждение, я пришла к выводу о том, что культура мышления и культура речи связаны друг с другом.

    ОтветитьУдалить
  106. Марина Анатольевна, у меня вопрос относительно "вводных слов" и "вводных конструкций". Дело в том, что на пробном экзамене я отнесла пример с вводными СЛОВАМИ к лексическим явлениям и в итоге у меня получилось 2 примера на грамматику. Но при проверки работы по критериям оценивая мне поставили 2 балла, хотя я знаю, что должны были выставить 1. Я спросила у учителя почему эту ошибку при проверки моей работы не учли. На это она ответила, что её скорее всего просто не заметили, однако спустя некоторое время моя одноклассница сказала мне, что пришло новое положение и теперь вводные СЛОВА относятся к ЛЕКСИКЕ, а вводные КОНСТРУКЦИИ относятся к ГРАММАТИКЕ. Помогите пожалуйста разобраться)И у меня ещё один вопросик...Сравнительный оборот и сравнение, к каким явлениям относятся они. Если мне не изменяет память,то сравнительный оборот-это грамматика, а сравнение-лексика, или я что-то путаю...Заранее благодарю за ответ.

    ОтветитьУдалить
  107. Анонимный3 июня 2012 г., 3:00

    Скажите ,пожалуйста, а когда я в качестве примера привожу метафору, что нужно выписать? Допустим."Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к 35 предложению текста. Здесь автор использует метафору " горел озорной огонёк" ( или лучше "в глазах его горел озорной огонёк"?).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный3 июня 2012 г., 7:32

      В глазах горел огонёк - здесь есть метафора. Поэтому нужно писать второй вариант

      Удалить
  108. Анонимный3 июня 2012 г., 6:41

    Можно ли в качестве примера на лексику использовать многозначные слова? Например, из задания А2?

    ОтветитьУдалить
  109. Анонимный3 июня 2012 г., 9:46

    а до скольки ограничение сочинения ? с 70 до?

    ОтветитьУдалить
  110. Анонимный3 июня 2012 г., 9:48

    очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень очень огромное спасибо

    ОтветитьУдалить
  111. Огромное спасибо за сайт и ваши старания!!!

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!