суббота, 8 ноября 2014 г.

ОГЭ 7 текстов для написания сжатого изложения (подготовка к заданию 1)

Данные тексты - прекрасный тренировочный материал для подготовки к заданию 1 - написанию сжатого изложения. Они могут использоваться как учителем на уроке, так и учеником для самоподготовки.

Напоминаю ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к изложению:

  • экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; 
  • количество микротем после сжатия текста не должно меняться (их должно быть 3);
  • количество абзацев - 3;
  • во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
  • можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;
  • максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7. 

Внимание! Микротемы данных текстов сформулированы в отдельной статье!


Текст 1
       
          Известный психолог доктор Курпатов предлагает соблюдать следующие правила в своей жизни для того, чтобы чувствовать себя счастливым и успешным человеком и гармонично вписываться в окружающий нас мир. Он пишет о том, что нельзя перекладывать на чужие плечи ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Только в тот момент, когда мы решим: "я автор своих неудач и творец своих успехов", мы обретём силу.

          Избавьтесь от иллюзии, что вы можете изменить других людей. Людей меняют только обстоятельства. Позвольте им быть другими, и в какой-то момент вы даже начнёте получать от этого удовольствие. И помните, что мы нужны другим сильными. И никогда не тратьте своё время и силы на тех, кому вы безразличны, или даже хуже того - на тех, кто вас не любит. В этом мире огромное множество людей, с которыми проживать жизнь в радость. Просто не надо быть закрытым и подозрительным. Поверьте, будучи открытым и добрым, вы ничего не теряете.

          Все наши действия имеют определённые последствия. Поэтому прежде чем сделать какую-нибудь глупость, хорошенько подумайте, и тогда глупостей в вашей жизни будет значительно меньше. Делайте то, что считаете важным. И не гонитесь за успехом. Если вы просто делаете то, что чувствуете важным, успех догонит вас сам.
                                                                                                           195 слов     (По А.Курпатову)


Текст 2
       
           Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных ("кажущихся") образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход. Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко - в мире виртуальных образов. Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.

          В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят диагноз "техногонизм". Эти несчастные, сделав "Интернет" своей второй жизнью, потеряли интерес ко всему остальному. Обычно они проводят за компьютером целые ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим виртуальным приятелям. Утром эти люди вялые, мрачные и практически весь день не могут работать. Аналогичная ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи просматривают боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии воспринимать школьные программы.

          Очень важно и содержание компьютерных игр. Недаром в Японии и США некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5-6 лет идёт всё более жёсткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому сознание игрока управляемо, его возможно закодировать на определённые действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.                                                                                                                   206 слов (По Гун Г.Е.)


Текст 3
       
          Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.

          Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнёру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) - и люди к тебе потянутся.

          Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет относиться к людям "по-человечески", то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно. (172 слова)


Текст 4
       
            Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных "жизненных сценариев", которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение.  Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый "жизненный сценарий".

          Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа "жизненного сценария" написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.


           Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть "родовые" проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов



Текст 5
    
           Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

          В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.


          Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменение в костно-мышечной системе. (По Филипповой О.В.) 135 слов



Текст 6
      
            Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до него и многократно повторен на все лады мыслителями прошлых веков. В доходчивом изложении Карнеги, подкреплённом живыми примерами, всё становится на свои места. Оказывается, главная беда человека - в неумении жить сегодняшним днём.

          Слишком много душевных сил уходит у нас на воспоминания о прошлом, которое безвозвратно минуло, и на мысли о будущем, которое ещё не наступило. Давние обиды и огорчения расстраивают нас и сегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные воспоминания пусты и бесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего. А уж мечты о будущем и вовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают. Опасения грядущих невзгод портят нам кровь ещё до наступления неприятностей.


          Вывод прост: надо отбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что есть сейчас. Даже если радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто всё прекрасно. Ещё Джемс на сей счёт говорил: "Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить своё отношение к ней".                                                                                             165 слов




Текст 7                                                                            

          Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

          Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания — самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.

          Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. (По С. Л. Львову) 140 слов


Источник: "Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты". Драбкина С.В., Субботин Д.И. Москва "Интеллект-Центр" 2012




Читаем также:

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Презентация Егораевой Г.Т.

Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. Презентация Егораевой Г.Т.

Как написать сжатое изложение? Пошаговая видеоинструкция

33 комментария:

  1. а эти изложения будут в экзаменах или как?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, это всего лишь тренировочные тексты.

      Удалить
    2. Анонимный5 марта 2012 г., 4:39

      а где найти уже сжатые 6 текстов?

      Удалить
    3. На блоге, к сожалению, этой информации нет.

      Удалить
  2. А где можно скачать эти тексты в аудиозаписи?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, аудиозаписей этих текстов нет. Но можно сначала потренироваться в сжатии напечатанного текста. Это тоже полезно.

      Удалить
  3. Эх, жалко. Но все равно большое спасибо

    ОтветитьУдалить
  4. а не известно какой текст будет на ГИА?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, нет! Об этом мы узнаем только в день экзамена!

      Удалить
    2. Анонимный4 июня 2012 г., 3:25

      Ах если бы это было известно, мы бы от счастья плясали))

      Удалить
  5. А вы не знаете,где можно скачать аудиозаписи текстов для тренировки к заданию С1??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%A11%20%D0%A1%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

      Удалить
  6. А сколько раз мы будем прослушивать текст на экзамене?

    ОтветитьУдалить
  7. где найти все исходные тексты,которые даются для выполнения тестовых заданий и написания сочинения.Я знаю ,что где то на сайте фипи или где то в другом месте.Их болле 40 000 ,кажется

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный1 июня 2012 г., 8:46

    А эти 6-8 аудиозаписей,они точно будут на экзамене?

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный3 июня 2012 г., 4:56

    Можно ли будет начать записывать во время первого прослушивания?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, во время первого просушивания записи делать можно.

      Удалить
    2. во время всего прослушивания можно записывать)

      Удалить
  10. Анонимный4 июня 2012 г., 3:28

    Здравствуйте!
    Марина Анатольевна, не могли бы вы дать совет по написанию изложения?
    А то я когда слушаю, вечно пытаюсь всё записать, и в итоге я ничего не успеваю.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный7 июня 2012 г., 5:23

    Здравствуйте, Марина Анатольевна.
    Могли бы вы ответить на вопрос: Какой максимальный объем уже сокращенного текста изложения позволен в части С1?
    (90 слов это нормально или много?=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В пособии для экспертов есть такая рекомендация:

      Степень сжатия исходного текста в изложении может несколько разниться. Важно при оценивании работы по данному критерию ориентироваться не на количество слов в изложении, а на уровень владения экзаменуемым приёмами сжатия текста.

      Поэтому при проверке вашей работы в первую очередь эксперт будет оценивать то, как вы сумели сжать текст.

      Удалить
    2. Вообще-то нет, должно быть чётко от 70 до 90 слов. Не больше, не меньше.

      Удалить
  12. спасибо ,огромное

    ОтветитьУдалить
  13. здравствуйте!не знаете,можно ли в 2013 году сдавать русский язык в традиционной форме?

    ОтветитьУдалить
  14. какие способы существуют для сжатия изложения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите эти материалы:
      http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/06/blog-post_9499.html#more
      http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/01/blog-post_4096.html#more
      http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/01/blog-post_14.html#more
      http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/04/blog-post_06.html#more

      Удалить
  15. по любому какой нибудь попадется

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте! Нигде не могу найти информацию о том, сколько слов должно быть в изложении... Что не менее 70 - понятно. А вот не более скольки? Количество слов в читаемом тексте не указывается...

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!