суббота, 3 марта 2012 г.

ОГЭ Роль грамматических явлений (подготовка к заданию 15.1)

Данный материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1), где необходимо привести пример, иллюстрирующий грамматические явления.



1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета.

2. ОБРАЩЕНИЕ

  • называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
  • раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
  • в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. 
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
  • указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
  • указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
  • указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
  • указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. 
  • используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  • помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)


5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
  • помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
  • помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  • помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
  • помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. 
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.
  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
  • помогают автору передать быструю смену событий Раздался выстрел - зверь упал.
  • помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт.


О роли лексических явлений читаем здесь.

ИсточникБузина Е.В. "Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации" Омск ОмГПУ 2012 

39 комментариев:

  1. Анонимный4 марта 2012 г., 8:33

    Отличный материал! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. хороший сайт . спасибо большое. очень нужная информация

    ОтветитьУдалить
  3. а умолчания?

    ОтветитьУдалить
  4. Марина Анатольевна, а умолчания для чего нужны?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про умолчание написано здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/blog-post.html?showComment=1333748072025#c4698724658031306932

      Удалить
  5. Спасибо, Марина Анатольевна! Ваш труд заслуживает тысячу похвал. Вы здорово нас выручаете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный18 мая 2012 г., 5:47

      жаль что этот сайт только для русского языка

      Удалить
  6. чудо сайт!если незнаю как писать,всегда захожу сюда и нахожу ответ))

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный11 мая 2012 г., 9:23

    Спасибо большое!!!))

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный14 мая 2012 г., 14:21

    В качестве примера, иллюстрирующего грамматическое явление, можно взять морфологические средства связи предложений в тексте:местоимение и союз. (Автор использует сочинительный союз "и", чтобы связать данное предложение с предыдущим.)

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный4 июня 2012 г., 0:30

    ваще чётка

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный4 июня 2012 г., 5:09

    подскажите, пожалуйста,а если в тексте много многоточий, это к каким отнести явлениям грамматическим или лексическим...

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный4 июня 2012 г., 5:30

    а многоточие к какому явлению отнести, грамматическому или к лексическому........

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный4 июня 2012 г., 9:23

    вводные слова это и есть вводные конструкции?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вводные слова - это разновидность вводных конструкций.

      Удалить
  13. Анонимный4 июня 2012 г., 12:18

    Спасибо Вам огромное!
    Очень нравится Ваш блог, всё очень ясно написано, понятно объяснено, спасибо еще раз :)

    ОтветитьУдалить
  14. Анонимный4 июня 2012 г., 12:58

    только сегодня увидела этот чудесный сайт!жаль,что не посмотрела раньше...Но все равно, спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  15. Огромное спасибо за систематизацию материала! Клад и для ученика, и для учителя.

    ОтветитьУдалить
  16. большое спасибо)

    ОтветитьУдалить
  17. Очень нужный материал! 9 класс к ГИА готовлю первый год, много вопросов по написанию сочинений...

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный3 марта 2013 г., 3:12

    Спасибо большое:)))Очень помогли по написанию сочинения))

    ОтветитьУдалить
  19. Анонимный5 марта 2013 г., 6:39

    какой то бред. ГИА я никогда не сдам. Так что делать мне нечего на этом сайте. Всем желаю удачи.

    ОтветитьУдалить
  20. Анонимный9 марта 2013 г., 8:39

    спасибо огромное! бесценный материал!
    ГИА сдать нелегко,но возможно. пробные пишу на "5"
    Желаю всем удачи!:)

    ОтветитьУдалить
  21. Сайт просто супер! Вот только у меня вопрос: сравнение это лексическое или грамматическое явление?

    ОтветитьУдалить
  22. Анонимный9 мая 2013 г., 5:09

    Спасибо Вам, Вы - Учитель От Бога! Повезло же Вашим ученикам! Лучшие учителя-это учителя языков, так как они разбираются в своём предмете, и могут объяснить его детям. Но Вы еще и помогаете всем! Огромное спасибо!
    С праздником!

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный10 мая 2013 г., 22:48

    Очень полезная информация. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  24. Анонимный11 мая 2013 г., 23:57

    Скажите пожалуйста, а диалоги являются грамматическим явлением?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, диалог - это грамматическое явление. Про функции диалога материал есть в этой статье: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/03/blog-post_30.html

      Удалить
  25. Анонимный13 мая 2013 г., 8:00

    У Вас всегда можно найти очень много полезной и нужной информации.Спасибо Вам огромное, Марина Анатольевна, за Ваш сайт и за Ваш труд =)

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный3 мая 2014 г., 2:06

    Отличная информация!Спасибо)всем советую)Важно)))

    ОтветитьУдалить
  27. Анонимный5 июня 2014 г., 4:09

    фапще нармальна
    спасиба

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибооо!!!!! Очень помогли!!! Безмерно благодарна!!❤️

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо❤️❤️❤️ Премного благодарна�� очень помогли!

    ОтветитьУдалить
  30. к любой теме подойдут эти материалы? и можно ведь какую угодно написать?(грамматич.примеров)

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!