воскресенье, 9 ноября 2014 г.

ОГЭ Последовательное подчинение придаточных. Теория (подготовка к заданию 13)

Образец формулировки задания 13:

Среди предложений ... найдите сложноподчиненное предложение с 
последовательным (однородным, параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В данной статье пойдёт речь о последовательном подчинении.

В конце статьи есть ссылки на онлайн-тесты по данной теме.




При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.


Если данное определение вам показалось непонятным, тогда представьте себе паровозик с вагончиками. Например, такой:

Все знают, как прикрепляются вагончики к паровозику: первый вагончик к паровозику, второй вагончик к первому, третий - ко второму и т.д.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении предложения следуют по этому же принципу.
Паровозик - это ГЛАВНОЕ предложение.
Вагончики - это ПРИДАТОЧНЫЕ предложения.

Схема такого предложения будет выглядеть следующим образом:


 


Запомните главные признаки СПП 
с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением:

1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;

2. 1-ое придаточное зависит от главного, 2-ое придаточное от 1-го придаточного и т.д.;


3. придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [  = – ], ( = –  ), ( = –  ).


4. но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [ = ], (что,(когда  =),   =).

[Вода обрушилась так страшно], (что(когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие пото­ки).


[Вода обрушилась так страшно] НАСКОЛЬКО?  (что им вдогонку уже летели бушующие пото­ки).


(что им вдогонку уже летели бушующие пото­ки) КОГДА? (когда солдаты бежали внизу)



[Медведь так полюбил НикитуКАК?  (что зверь тревожно нюхал воздух)

(зверь тревожно нюхал воздухКОГДА? (когда он (Никита) уходил куда-нибудь)






5. главное предложение может также стоять после придаточных:

(Когда  = ), (что = ), [   ].

(Когда человек настолько уязвлён)(что не в силах проявить великодушие)[в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].


 [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке] В КАКИЕ МИНУТЫ? (Когда человек настолько уязвлён)


(Когда человек настолько уязвлён) НАСКОЛЬКО? (что не в силах проявить великодушие)


ОНЛАЙН-ТЕСТЫ:



ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

14 комментариев:

  1. Анонимный18 мая 2012 г., 21:50

    Лучше плюс, чем минус или лучше плюс чем минус. нужна запятая??

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный21 мая 2012 г., 9:05

    Спасибо за пост! Очень помог понятно понять тему!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный28 мая 2012 г., 2:52

    я-учитель. или я учитель.
    тире ставить надо?не очень поняла сегодня на уроке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный30 мая 2012 г., 7:13

      Смотря как. Например я-учитель, в данном случае учитель является приложением. Однако предложение: "Я - учитель начальных классов" указывает, что я - подлежащее, учитель - сказуемое.

      Удалить
    2. В учебнике за 8 класс написано, что в случае, когда подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое существительным, тире НЕ СТАВИТСЯ.

      Удалить
  4. Анонимный2 июня 2012 г., 22:57

    а если подлежащие не личное местоимение а собственное имя тире ставится должно?)

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный4 июня 2012 г., 8:14

    Спасибо, информация очень помогла.Кстати, очень помогает запомнить виды подчинения типы соединений в электрических схемах.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный3 июня 2013 г., 6:23

    прекрасная презентация!!! наконец-то я поняла эту тему!!! Мария Анатольевна, выражаю вам огромную благодарность.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный3 июня 2013 г., 10:13

    Спасибо за подробную информацию, очень помогло.

    ОтветитьУдалить
  8. Афигенный пример с паровозиками, всё понятно, спасибо огромное, а то вообще не могла понять что это такое))

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте. Подскажите,почему правильным является предложение "(17) А за ней послушно пошла женщина, которая ехала вместе с Лекой и его матерью на одной телеге и чью малышку взяла тётка.", а не "(18) Лека смотрел по сторонам и боялся, что их не возьмут или что-нибудь скажут нехорошее. " Надо найти сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!