воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Материал для сочинения по высказыванию Д.Н.Ушакова: " ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".

Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: " ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".

Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
правильная речь, правильное письмо, фонетика.

Теперь разберёмся в значении выделенных слов.



  • под правильной речью подразумевается культура речи;
  • под правильным письмом - орфография;
  • фонетика - наука, изучающая звуки речи.


Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.

Составляем ПЛАН сочинения:

1. Как вы понимаете смысл высказывания Д.Н.Ушакова?
2. Взаимосвязь фонетики и орфографии + пример из текста.
3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи + пример из текста.
4. Вывод.


При написании сочинения по указанному афоризму вы можете воспользоваться следующим материалом:



1. Что такое "фонетика"? 

Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. 

Особенностью фонетики является её тесная связь с другими разделами языкознания, например, с орфографией и культурой речи.



2. Взаимосвязь фонетики и орфографии. 

Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов.

Бóльшая часть орфографических правил опирается на теоретические сведения по фонетике. Например:

  • а) правописание сомнительных согласных в слове связано с таким фонетическим явлением, как оглушение и озвончение (в слове "дорожка" согласный  Ж при произношении оглушается и даёт звук Ш); 
  • б) правописание приставок, оканчивающихся на З-С: выбор согласной на конце такой приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного (в слове "распустить" на конце приставки рас- пишем С, т.к. после приставки следует глухой согласный);
  • в) употребление Ь для обозначения мягкости согласных (в слове "конь" после мягкого Н пишем Ь);
  • г) правописание соединительных гласных О-Е в сложных словах (после мягкого согласного пишем соединительную гласную Е, после твёрдого - О, например: землЕкоп, самОлёт).


3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи. 

Фонетика является одним из важнейших элементов в формировании культуры речи.

Культура речи - понятие многозначное. В основном она представляет собой нормативность речи, которая проявляется и в правильном произношении слов, а именно:

  • а) в соблюдении действующих норм ударения (например, слово "звонит" произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом);
  • б) в соблюдении норм произношения (например, в слове "модель" согласный Д должен произносится твёрдо, а в слове "музей" согласный З произносится мягко; в словах "что" , "скучный" буква Ч даёт звук Ш). 

12 комментариев:

  1. Марина Анатольевна, подскажите, можно в сочинении рассматривать только взаимосвязь фонетики и орфографии, а аргументы из текста привести на разные правила, например: правописание приставок, оканчивающихся на З-С и правописание сомнительных согласных. Или обязательно нужно раскрывать оба определения, т.е. 1.фонетика и орфография 2.фонетика и культура речи и на каждое понятие по примеру из текста? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Всё-таки надо написать так, как сказано в этой статье: и про орфографию, и про культуру речи. И на каждый случай по примеру.

    ОтветитьУдалить
  3. Марина Анатольевна, материал отличный, а можете ли вы выложить сам пример сочинения?Спасибо большое

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, написать сочинение, используя данный материал, не составит труда ))

      Удалить
    2. Воспользуйтесь этой памяткой: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html#more

      Удалить
  4. Скажите,пожалуйста,а где можно взять сам текст,по которому пишется данное сочинение и примерный вариант написания? Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, данный материал подобран не под конкретный текст. Его можно применить практически к любому тексту. Готового сочинения, к сожалению, нет.

      Удалить
  5. скажите пожалуйста как легче написать сочинение

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На блоге немало материала для подготовки к сочинению. Начните его изучение с этих презентаций: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/03/7-2013.html#more

      Удалить
  6. Сочинение - рассуждение на тему:"...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".
    Д.Н. Ушаков утверждал, что для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику. Я полностью согласна с утверждением Д.Н. Ушакова.
    Во-первых, фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Фонетика тесно связана с орфографией и культурой речи. Орфография - раздел науки, изучающий правильность написания слов. А под культурой речи подразумевается правильность произношения слов. Например: в соблюдении действующих норм ударения ( слово "звонит" произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом). Многие правила орфографии и культуры речи опираются на сведения фонетики. Например: употребление Ь для обозначения мягкости согласных (в слове "конь" после мягкого Н пишем Ь).
    Поэтому, между фонетикой, культурой речи и орфографией существует тесная взаимосвязь. А значит, действительно, для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику.

    ОтветитьУдалить
  7. Марина Анатольевна, не подскажите как написать сочинение - рассуждение с отрицанием данного тезиса?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этого не надо делать в 9 классе. Ваша задача - раскрыть смысл высказывания. Собственное мнение:согласие или несогласие с авторской позицией - необходимо высказать в сочинении ЕГЭ.

      Удалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!