понедельник, 13 мая 2013 г.

ЕГЭ Употребление деепричастного оборота (подготовка к заданию 7)

Данная статья содержит теоретический материал, практическую часть, а также ссылки на 71 вариант задания в режиме онлайн, связанного с употреблением деепричастного оборота. 


УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ДОПУСКАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

Случай 1. Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (подлежащее).

Прочитав статью, я многое узнал о жизни животных.


Основное действие выражено глаголом-сказуемым "узнал". 
Добавочное действие выражено деепричастием "прочитав"
Оба действия совершает одно и то же лицо - "я" (подлежащее).

Случай 2. Деепричастный оборот находится в определённо-личном предложении. Подлежащее отсутствует, но его можно восстановить с помощью местоимений Я, ТЫ, МЫ, ВЫ 

1. Прочитав рассказ, (я) сформулирую его идею. 

2. Прочитав рассказ, (ты) сформулируй его идею. 

3. Прочитав рассказ, (мы) сформулируем его идею. 

4. Прочитав рассказ, (вы) сформулируйте его идею. 



Случай 3. Сказуемое в безличном предложении выражено глаголом неопределённой формы, т.е. инфинитивом, который употребляется со словами: нельзя, надо, нужно, можно, необходимо и т.п.  Подлежащее при этом отсутствует и его нельзя вставить в предложение:   

Прочитав рассказ, надо сформулировать его идею.





НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:


Случай 1. Основное и добавочное действия совершают разные лица:

Прочитав рассказ, у меня возникло чувство сострадания. 

"Чувство" (подлежащее) не может совершать добавочное действие - "прочитать рассказ". 

Случай 2. Основное действие выражено кратким страдательным причастием:

Сдав экзамены, я был принят в вуз. (кем-то принят)


Случай 3. Предложение безличное, скзуемое в нём не выражено инфинитивом:

Прочитав рассказ, мне стало грустно.




УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Анализируя текст,
а) у меня появились вопросы;
б) обратите внимание на его композицию;
в) часто не рассматриваются художественные средства;
г) захотелось побольше узнать об авторе.

2. Закрыв книгу,
а) герои надолго остаются в нашей памяти;
б) мне захотелось перечитать её заново;
в) постарайтесь по памяти восстановить события;
г) её содержание тут же забылось.

3. Возвращаясь домой, 
а) мне стало тревожно;
б) вдруг полил дождь;
в) у меня возникло желание прогуляться по парку;
г) я задержался у приятеля.

4. Серьёзно заинтересовавшись живописью,
а) у вас появится желание рисовать самому;
б) развиваются творческие способности;
в) я стал частым посетителем выставок;
г) у меня не осталось времени для развлечений.

Материал для самопроверки

18 вариантов задания в режиме онлайн

53 варианта задания в режиме онлайн

Источник: В.Н.Александров, О.И.Александрова "ЕГЭ. Руссский язык". Издательский дом "Типография купца Тарасова" Пермь 2010


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть мнение по этому поводу? Поделись!