воскресенье, 13 апреля 2014 г.

41 цитата из Открытого банка заданий ОГЭ с ссылками на готовые сочинения

1. Аверинцев А.А.: «Задача автора рассуждения -  как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности»



Сочинение по цитате



2. Бабель И.Э.: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».

Сочинение про абзац

Сочинение по цитате

3. Буслаев Ф.И.: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». 

Сочинение по цитате

4. Буслаев Ф.И.: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения» 

Комментарий к цитате №1 (от Беспаловой Т.В.): Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.

Комментарий к цитате №2: Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Комментарий к цитате №3. Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим.


Сочинение по цитате

5. Валгина Н.С.: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость»

Материал к сочинению о тире.

Сочинение по цитате

6. Валгина Н.С.: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира»

Сочинение по цитате

7. Валгина Н.С. считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость»


Сочинение по цитате

Ещё одно сочинение по цитате

8. Валгина Н.С.: «Многоточие -  частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости»


Материал к сочинению о многоточии.

Сочинение по цитате

9. Валгина Н.С.: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной - с помощью знаков препинания".



Сочинения про знаки препинания.

Сочинение по цитате

10. Валгина Н.С.: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля»


9 сочинений про знаки препинания, пунктуацию.

Материал про пунктуацию.

Сочинение по цитате

11. Валгина Н.С.: «Современная русская пунктуация -  это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».

12. Ветвицкий В.Г.: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним»

Сочинение по цитате

13. Виноградов В.В.: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». 


Сочинение по цитате

14. Виноградов В.В.: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».


Сочинение по цитате

15. Виноградов В.В.: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано». 


Комментарий к цитате №1 (от Беспаловой Т.В.): В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются и средства всех других стилей, в особенности разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Все эти средства подчиняются эстетической функции и должны употребляться оправданно и мотивированно.

Сочинение по цитате

16. Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».


Материал к сочинению о деепричастии.

Сочинение по цитате

17. Голуб И.Б.: «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом». 


Сочинение по цитате

18. Горшков А.И.: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис».


Роль лексических явлений

Сочинение по цитате

19. Григорян Л.Т.: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями»


Сочинение по цитате

20. Емельянова О.Н.: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего»


Сочинение по цитате

21. Кузнецов А.А.: «Изложение от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя". 


Сочинение по цитате

22. Кожина М.Н.: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань".

Сочинение по цитате

23. Максимов Л.Ю.: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения»

Сочинение про абзац (от Егораевой Г.Т.) 

Сочинение по цитате

24. Милославский И.Г.: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, -  частиц и союзов».


Материал про частицы

Материал про союзы

Сочинение по цитате

25. Милославский И.Г.: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».


Материал к сочинению

Сочинение по цитате

26. Милославский И.Г.: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли». 


Сочинение о роли грамматических явлений

Роль грамматических явлений

Сочинение по цитате

27. Милославский И.Г.: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушащего именно свою оценку ситуации, -  это выбор слов, содержащих оценочный элемент».


Комментарий к цитате №1 (от Беспаловой Т.В.): Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку.

Комментарий к цитате №2: Слова в русском языке условно можно разделить на две группы. Одни из них только называют явления действительности, никак их не оценивая, например: школа, пар­та, новый, сильный, сидеть, пилить, долго, много, пятый, шесть. Другие не только называют явления действительности, но и выражают отношение к ним людей:карапуз — не просто ребёнок, а маленький, полноватый ребёнок (шутливое); кляча — не просто лошадь, а плохая лошадь (пренебрежительное), колымага — не просто повозка, а тя­жёлая, громоздкая, неуклюжая повозка (ироничное и пре­небрежительное); космы — не просто пряди волос, а рас­трёпанные, всклокоченные пряди волос (презрительное).
Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т. п., называются эмоционально окрашеннымиЭмоциональная окраска может быть положительной (одобрительной) и отрицательной (неодобрительной).

Сочинение по цитате

28. Новиков Л.А.: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

Сочинение по цитате

29. Ожегов С.И.: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».


Сочинение по цитате

30. Паустовский К.Г.: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»

Сочинение по цитате

31. Пешковский А.М.: «У каждой части речи свои достоинства».


Сочинение по цитате

32. Реформатский А.А.: «Местоимение - удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании»


Сочинение по цитате

33. Реформатский А.А.: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру” знаменательные слова».


Сочинение про местоимения

Сочинение по цитате

34. Реформатский А.А.: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Синтаксис".

Сочинение по цитате

35. Свифт Дж.: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается»

Сочинение по цитате

36. Солганик Г.Я.: «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам». 


Сочинение по цитате

37. Солоухин В.А.: «Эпитеты  - одежда слов». 


Сочинение про эпитеты

Роль эпитетов

Сочинение по цитате

38. Сухоруков Л.С.: «Наша речь -  важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».


Сочинение по цитате

39. Шанский Н.М.: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения»


Сочинение по цитате


40. Шанский Н.М.: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».


Сочинение по цитате

41. Щерба Л.В.: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».   


Сочинение про абзац (от Егораевой Г.Т.) 

Комментарий к цитате №1 (от Беспаловой Т.В.)Абзац служит для выделения основной микротемы и для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает новый этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или лица, новую мысль в рассуждении или доказательстве.

Сочинение по цитате

30 комментариев:

  1. Я правильно понимаю, что если эти цитаты из открытого банка заданий, то одна из них попадётся на экзамене???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, по замыслу создателей КИМов так и должно быть, но как будет на деле - не могу сказать.

      Удалить
  2. Это все цитаты из открытого банка или нет? Вообще их сколько?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, все. Судя по всему, их на данный момент 39. Банк может пополняться новыми цитатами.

      Удалить
  3. Здравствуйте. На городском семинаре В Москве для 11 класса, методист сделал "Большие глаза", узнав, что учителя надеются, что открытый банк- это ОТКРЫТЫЙ БАНК. Сказали, что в реальности будут другие тексты. Про цитаты скромно умолчали, словно не расслышали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный12 мая 2014 г., 15:22

      Для 11 класса открыт банк заданий ТОЛЬКО прошлого года. В этом году все задания будут новые. Никаких повторов прошлых лет не будет. Для 9 класса ВСЕ задания будут взяты из открытого банка, размещённого на сайте ФИПИ. Это слова И.П. Цыбулько на Всероссийском педагогическом марафоне в Москве 12 апреля 2014 г.

      Удалить
  4. А при проверке эксперты засчитывают эти цитаты в общее число слов сочинения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если она написана один раз, то да

      Удалить
  5. Я знаю, что цитат всего 60, а не 39.

    ОтветитьУдалить
  6. а где взять эти 60 цитат??Подскажите, пожалуйста!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, в Открытом банке на сайте ФИПИ. Часть цитат - в это статье.

      Удалить
  7. и всё же, как Вы думаете, Марина Анатольевна, на ГИА будут цитаты из банка заданий?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если честно, не знаю .Но ходят слухи, что на экзамене цитаты будут из других источников.

      Удалить
  8. По крайней мере, в прошлом году цитаты были эти (20 из 39 цитат, выложенных в открытом банке заданий). Хорошо бы, и в этом году было бы так же.

    ОтветитьУдалить
  9. Коллеги были на семинаре в Москве, где Цыбулько и Егораева сказали, что сочинения будут по цитатам из банка.

    ОтветитьУдалить
  10. Можно пример сочинение по Ожегову хочу почитать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, конечно! Перейдите по ссылке: http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/sochineniya-gia-iz-otkrytogo-banka-zadanij/1009-sochinenie-dlya-gia-po-tsitate-iz-otkrytogo-banka-zadanij-15

      Удалить
  11. Сочинения, к сожалению, не очень хорошо написаны.

    ОтветитьУдалить
  12. Извините за глупый вопрос. На вашем сайте есть тексты сжатого изложения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите тут: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html#more Здесь есть тексты в печатном виде и аудиозаписи.

      Удалить
  13. Л. В. Успенского где цитаты?

    ОтветитьУдалить
  14. Анонимный5 июня 2014 г., 4:07

    можно ли посмотреть сочинение на тему Поля Рикера про язык?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такого сочинения, к сожалению, нет.

      Удалить
    2. Поль Рикёр: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи»
      1. Известный французский философ Поль Рикер утверждал: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Мне кажется, ученый имел в виду то, что язык позволяет человеку выразить себя, а собеседникам составить мнение о нем. По речи говорящего можно судить о его профессионализме, культуре, интеллигентности, интеллектуальном уровне. Обратимся к тексту Л. Захаровой.
      Во-первых, учитель Елена Михайловна, оценив конфликтную ситуацию в 7 «А» классе, призывает ребят ничего не «делать сгоряча», чтобы не наломать дров (предложение 22). Слова педагога говорят о ее сдержанности, о том, что она придерживается «педагогической этики», заступаясь за коллегу.
      Во-вторых, можно сделать вывод, что этот учитель – человек совестливый и любящий детей. Вспомним, как Елена Михайловна вечером винила себя «как старшего товарища», потому что не помогла детям разрешить проблемную ситуацию (предложения 41 – 42).
      Таким образом, предложенное для анализа высказывание Поля Рикера считаю справедливым.
      2. Я согласна с высказыванием французского философа Поля Рикёра. Действительно, язык – это то, с помощью чего мы выражаем свои мысли и чувства, в этом нам помогают средства выразительности, которые делают речь более яркой и образной, максимально раскрывают наш замысел. Для подтверждения этого суждения обратимся к тексту …
      В предложении 29 мы видим фразеологизм «насмерть перепуганного». Фразеологизм – это неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание. Вот и выходит, что благодаря использованию такого тропа, мы еще сильнее понимаем состояние теленка, его испуг во время пожара.
      А в предложении 9 можно заметить метафору в словосочетании «по-бабьи взвизгивал». Метафора – это скрытое сравнение. Получается, что когда ребята пугали пса Борожая, то он взвизгивал пискливо, как девчонка.
      Таким образом, можно сделать вывод, что Поль Рикер прав, говоря, что язык – это то, при помощи чего можно выразить себя и вещи.

      Удалить
  15. Анонимный5 июня 2014 г., 7:26

    огромное спасибо Марина Анатольевна!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Уважаемая Марина Анатольевна! Ответьте, пожалуйста, в 2015 г. на ГИА задание 15.1 будет по цитатам прошлого года?

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!