суббота, 10 мая 2014 г.

ЕГЭ Способы словообразования (подготовка к заданию В1)

Статья содержит:
  • информацию об основных способах образования новых слов в виде фрагментов таблицы,
  • советы о том, как определять способ образования слова,
  • 3 образца рассуждения,
  • трудные случаи,
  • ссылки на онлайн-тесты. 





























































































































































































































СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

С ТЕОРИЕЙ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ МОЖНО ТАКЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ НА ЕГЭ-ПОРТАЛЕ

АЛГОРИТМ определения способа образования слова

1.Прочитай контекст. Определи, к какой части речи относится данное слово.

Она ОТОГНАЛА большого пса и неторопливо оглядела солдат глубоко сидящими глазами из-за густых седоватых бровей.

Она что сделала? ОТОГНАЛА - глагол

2.Поставь слово в начальную форму.

ОТОГНАЛА (что сделала?) - (что сделать?) ОТОГНАТЬ

Внимание! Когда ставим в начальную форму глагол, обязательно сохраняем вид (совершенный/несовершенный).

3.Определите лексическое значение данного слова, используя однокоренное слово.

ОТОГНАТЬ - ГНАТЬ прочь от чего-то или кого-то.

4.Запишите слово, от которого образовано данное, под ним. 


ОТО/ГНАТЬ
        ГНАТЬ

5. Проанализируйте, какие изменения произошли в морфемном составе данного слова. 

Добавилась приставка.

6. Определите способ образования данного слова.

Слово ОТОГНАЛА образовано приставочным способом.

Обратите внимание на то, что суффикс -Л- в глаголах не образует новые слова, он всего лишь образует форму прошедшего времени!

Также не участвует в образовании новых слов такая морфема, как окончание!



ОБРАЗЦЫ рассуждения

Образец 1
Определить, каким способом образовано выделенное в данном предложении слово:                                                                 

Ленты ПЕРЕВЯЗЫВАЮТ между собой и подвешивают к ним грузы, чтобы удержать их на морском дне.

1.Определяем часть речи: что делают? ПЕРЕВЯЗЫВАЮТ. Это глагол.

2.Ставим в начальную форму: что делать? ПЕРЕВЯЗЫВАТЬ.

3.Глаголы чаще всего образуются приставочным способом. Проверяем: убираем приставку ПЕРЕ-, получаем слово ВЯЗЫВАТЬ.  Такого слова нет, значит, этот глагол образован не приставочным способом.

4.Обращаем внимание на то, что данный глагол несовершенного вида и имеет суффикс  -ЫВА-. Это значит, что он образован от глагола совершенного вида ПЕРЕВЯЗАТЬ с помощью суффикса -ЫВА-.

5. Таким образом, слово ПЕРЕВЯЗЫВАЮТ образовано суффиксальным способом.


Образец 2
Определить, каким способом образовано выделенное в данном предложении слово:   
                                               
Казалось, он ПО-НОВОМУ ощутил не только тему своих докладов, но и тему своей жизни.

1.Определяем часть речи: ощутил как? ПО-НОВОМУ. Это наречие.

2.Наречие не изменяется, поэтому начальной формы у него нет.

3.Определяем лексическое значение данного слова:                                                             ПО-НОВОМУ – значит на НОВЫЙ лад.

4.Запишем слова одно под  другим:  ПО-/НОВ/ОМУ                                                                НОВ/ЫЙ              

5.Проанализируем, какие изменения произошли в морфемном составе данного слова:  добавились приставка ПО- и суффикс -ОМУ.   

6.Таким образом, слово  ПО-НОВОМУ образовано приставочно-суффиксальным способом.  На этот способ указывает также дефисное написание приставки.


Образец 3
Определить, каким способом образовано выделенное в данном предложении слово:  
                                            
Собака лает из ПОДВОРОТНИ.

1.Определяем часть речи: лает из чего? из ПОДВОРОТНИ. Это существительное.

2.Ставим в начальную форму: что? ПОДВОРОТНЯ.

3.Определяем лексическое значение данного слова:                                                ПОДВОРОТНЯ – это щель под ВОРОТАМИ.

4. Запишем слова одно под  другим:  ПОД/ВОРОТ/Н/Я                         
                                                                ВОРОТ/А    

5.Проанализируем, какие изменения произошли в морфемном составе данного слова:  добавились приставка ПОД- и суффикс -Н-.         

6. Таким образом, слово  ПОДВОРОТНЯ образовано приставочно-суффиксальным способом.  На этот способ указывает также переход предлога ПОД в приставку.



ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

1.Наличие приставки ещё не свидетельствует о том, что слово образовано приставочным способом. Например, слово ОБНОВИТЬ не образовано приставочным способом, хотя в нём есть приставка ОБ- (убрав приставку, получим не существующее в русском языке глагол НОВИТЬ). Слово ОБНОВИТЬ образовано приставочно-суффиксальным способом. Выясняем лексическое значение: ОБНОВИТЬ - это значит сделать НОВЫМ. Таким образом, глагол ОБНОВИТЬ образован от прилагательного НОВЫЙ с помощью приставки ОБ- и суффикса -И-.

2.Такие существительные со значением действия, как ВЫХОД, ПЕРЕЛЁТ, ОТКЛИК, РАССВЕТ и др., не образованы приставочным способом, хотя существуют слова ХОД, ЛЁТ, КЛИК, СВЕТ.  Т.к. они имеют значение действия, они образованы от глаголов: ВЫХОД - ВЫХОДИТЬ, ПЕРЕЛЁТ - ПЕРЕЛЕТАТЬ, ОТКЛИК - ОТКЛИКАТЬСЯ, РАССВЕТ - РАССВЕТАТЬ бессуффиксным способом. Чтобы не ошибиться, нужно проговаривать лексическое значение данного слова, используя однокоренные слова: ВЫХОД - это место, через которое ВЫХОДЯТ; ПЕРЕЛЁТ - это действие, когда ПЕРЕЛЕТАЮТ; ОТКЛИК - это действие, когда ОТКЛИКАЮТСЯ, РАССВЕТ - это природное явление, когда РАССВЕТАЕТ.

3.Наречия на -о/е образуются от прилагательных или причастий. Эту особенность наречий нужно учитывать, иначе можно ошибиться в определении способа образования слова. Например, на первый взгляд может показаться, что наречие РАВНОМЕРНО образовано путём сложения, т.к. оно имеет два корня. Но это не так. Данное наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного РАВНОМЕРНЫЙ. Или наречие БЕСПОДОБНО образовано не приставочным способом, а тоже суффиксальным от прилагательного БЕСПОДОБНЫЙ путём добавления суффикса -О.

4.Наличие в слове двух корней ещё не свидетельствует о том, что слово образовано сложением. Оно может быть образовано и суффиксальным способом. Например, ВООПРОВОДНЫЙ - от ВОДОПРОВОД с помощью суффикса -Н-. А вот слово ВОДОПРОВОД в свою очередь образовано путём сложения. Или ВЕРТОЛЁТЧИК - от слова ВЕРТОЛЁТ + -ЧИК. Опять же помогает нам избежать ошибку определение лексического значения слова: ВОДОПРОВОДНЫЙ - имеющий отношение к ВОДОПРОВОДУ; ВЕРТОЛЁТЧИК - это тот, кто летает на ВЕРТОЛЁТЕ.

5.Помните, что если в слове нет видимого суффикса, а часть речи при его образовании поменялась, то тогда использовался нулевой суффикс. Способ образования при этом чаще всего приставочно-суффиксальный. Например, ПРОСЕДЬ, БЕЗБОРОДЫЙ. На первый взгляд может показаться, что эти слова образованы приставочным способом, но это ошибочное мнение. Во-первых, если убрать приставку, то получим не существующие в русском языке слова СЕДЬ и БОРОДЫЙ. Во-вторых, ПРОСЕДЬ - это СЕДЫЕ пряди, БЕЗБОРОДЫЙ - это человек без БОРОДЫ. В первом случае образовалось существительное от прилагательного, во втором случае - прилагательное от существительного. То есть изменилась часть речи. А это противоречит правилу образования слов приставочным способом: часть речи не должна меняться, т.к. приставка присоединяется ко всему слову. Значит, в образовании данных слов принимал участие суффикс, но, т.к. мы его не видим, он нулевой. То же самое касается наречия ВДАЛЬ, которое образовалось от существительного ДАЛЬ с помощью приставки В- и нулевого суффикса (т.к. изменилась часть речи).

6.Существительные такого типа, как БЕЗДЕНЕЖЬЕ, ВЗМОРЬЕ, ЗАБАЙКАЛЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ и т.п. образуются приставочно-суффиксальным способом от слов ДЕНЬГИ, МОРЕ, БАЙКАЛ, БЕРЕГ. Особенность данных слов состоит в том, что вместе с приставкой присоединялся невидимый, но слышимый суффикс -j-. Он скрывается в гласной Е, т.к. она стоит после Ь и поэтому даёт 2 звука: jэ.

7.Глагольный суффикс -Л- не используется для образования новых слов. С помощью него образуется всего лишь форма прошедшего времени. Поэтому ошибочно будет полагать, что, например, глагол ПОЛЕТЕЛА образован от глагола ПОЛЕТЕТЬ с помощью суффикса -Л- суффиксальным способом. ПОЛЕТЕТЬ - это начальная, неопределённая форма глагола ПОЛЕТЕЛА. А образован это глагол приставочным способом. 

8.Окончания никогда не участвуют в образовании новых слов!

9. Одно и то же слово в разных контекстах  может быть образовано разными способами, это зависит от того, какой частью речи оно является. Например: МОРОЖЕНОЕ мясо и съесть МОРОЖЕНОЕ. В первом случае слово МОРОЖЕНОЕ является отглагольным прилагательным и образовано от глагола МОРОЗИТЬ с помощью суффикса -ЕН-, а во втором случае МОРОЖЕНОЕ - это существительное, которое образовано путём перехода одной части речи в другую (отглагольного прилагательного в существительное).


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ОНЛАЙН-ТЕСТЫ 
Вариант 1


ОНЛАЙН-ТЕСТЫ в формате ЕГЭ
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4 Бессуффиксный способ
Вариант 5 Переход из одной части речи в другую
Вариант 6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть мнение по этому поводу? Поделись!