четверг, 30 апреля 2015 г.

ОГЭ Варианты задания 7 из Открытого банка заданий (ФИПИ)

Предлагаю прорешать варианты задания 7 из Открытого банка заданий (ФИПИ).
Некоторые из этих вариантов могут вызвать трудности у выпускников.

!!! Напоминаю, что из заданий, опубликованных в Открытом банке на сайте ФИПИ, будут формироваться экзаменационные КИМы.

Варианты сгруппированы по типу замены словосочетания синонимичным.
В конце статьи есть ссылка на материалы для самопроверки.



Обратите внимание на то, что для правильной замены некоторых словосочетаний синонимичными очень важен контекст!

1. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. кружевной шарф


2. парижских сражений
(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

3. бессонных ночей

4. диванная подушка

5. школьные будни

6. в водяных дорожках
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опа­да­ли ли­стья и «реже сол­ныш­ко бли­ста­ло», а боль­ше всего за то, что осе­нью часто шли дожди и мама не пус­ка­ла его на улицу. (3)Но вот на­сту­пи­ло такое утро, когда все окна были в из­ви­ли­стых во­дя­ных до­рож­ках, а дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал что-то в крышу... (4)Но мама не удер­жи­ва­ла Толю дома, а даже по­то­рап­ли­ва­ла. (5)И Толя по­чув­ство­вал, что те­перь он со­всем боль­шой: папа тоже ходил на ра­бо­ту в любую по­го­ду!

7. на прибрежном песке

8. шмелиное жужжание

9. студенческого хора

10. книжный магазин

11. голубкинская совесть
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

12. железный рычаг

13. глебовская власть
(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.

14. стального цвета

15. Лялиной красотой
(19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили. (21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

16. собачьего языка

17. человеческая жизнь

18. бумажных голубей

19. ракетный хвост

20. к железным воротам

21. в хрустальной вазе

22. фарфоровые собаки

23. бревенчатый домик

24. к Алкиному дому
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку. – (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь. – (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук. – (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят. (33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...» (34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь.

25. деревянные сиденья

26. суконным одеялом

27. человеческая вера

28. детские игрушки

29. в детском лагере

30. детское ликование

31. музыкальный кружок

32. школьный зал

33.боксёрскую грушу

34. вечерней прохладой

35. степные метели

36. культурные ценности

37. театральный двор

38. мамин совет

39. маминого альбома

40. народным горем

41. папиной ручкой

42. немецкие танки

43. картофельных полей

44. звёздный свет (!!! число зависимого слова определяйте по контексту)
(27)Лина слы­ша­ла эту му­зы­ку не раз. (28)Она даже знала, что это му­зы­ка Чай­ков­ско­го, и на мгно­ве­ние уви­де­ла ска­зоч­ных ле­бе­дей и тёмную силу, под­сте­ре­га­ю­щую их. (29)Нет, не для уми­ра­ю­щих ле­бе­дей была на­пи­са­на эта му­зы­ка. (30)Му­зы­ка звёзд, му­зы­ка веч­ной жизни, она, как свет, воз­ник­ла где-то в глу­би­нах ми­ро­зда­ния и ле­те­ла сюда, к Лине, долго-долго ле­те­ла, может, доль­ше, чем звёздный свет.
45. книжная полка

46. бессонной ночи

47. жестяная коробка

48. кожаную сумку

49. деревянного дома

50. заводская стена

51. радостный огонёк

52. стеклянная банка

53. солнечные лучи

54. физический кабинет
(1)Мо­дель атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. (2)Во­круг на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.
55. медный самовар

56. бумажные пакеты

57. всеобщее мнение

58. кожаный козырёк

59. печной дым

60. отцовская несуразность

61. домашнее задание

62. городские сады

63. Сашина мама

64. рыбная ловля

65. пчелиные домики

66. музейные архивы


2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. колосьев ржи

2. гудок парохода

3. стая гусей

4. пасть собаки

5. палуба корабля

6. дно колодца

7. известия с фронта

8. слёз матери

9. берег моря

10. капли дождя

11. ветка ели
3. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. говорит радостно

2. насмешливо сказала

3. увлечённо читал

4. нежно гладит

5. отнестись юмористически

6. радостно сообщил

7. яростно кидалась

8. усердно рисовал

9. надрывно ревела

10. смущённо сказал


4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

1. глядел с уважением


5. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

1. утренняя пробежка



МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

20 комментариев:

  1. Анонимный20 мая 2015 г., 6:52

    Спасибо огромное! Отличная самоподготовка! Было бы отлично также разобрать 6 задание. Синонимы у многих 9-классников западают.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный3 июня 2015 г., 10:05

    Задание под номером 21 попалось мне на экзамене...Боюсь, что написала не
    "в вазе из хрусталя", а "ваза из хрусталя".
    Будет ли это считаться ошибкой?

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный3 июня 2015 г., 10:17

    Извините, у меня ещё один вопрос по заполнению.
    "12. ... Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
    Она, (1) казалось, (2) готова была благодарить его ещё час, (3) но он повернулся и убежал.
    И на первой перемене оказалось, (4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
    – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
    – Это мне Витя подарил, (5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались, (6) посмотрев на Витю, (7) а Витя низко опустил голову."

    Я отметила цифры 3 и 7.
    У меня вот какой вопрос: "посмотрев на Витю"(последнее предложение) - это, вроде бы, обособленное определение(?). Выделяется, соответственно, запятыми. Но тут же и предложение с сочинительной связью, грамматические основы которого "все зашушукались, а Витя опустил". Тоже,значит, нужна запятая.
    Так как же нужно было отметить? 37 или 36 ? Или я и вовсе думаю не в том направление?))

    Заранее - спасибо ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 3,7 - правильно. Посмотрев на Витю - это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно входит в состав первой части ССП. Нужно отметить ту запятую, которая стоит на границе двух частей, т.е. 7.

      Удалить
    2. Анонимный4 июня 2015 г., 3:18

      Теперь всё понятно)

      Огромное спасибо за ваш труд!

      Удалить
  4. Добрый вечер, коллега. Спасибо Вам огромное. Ваша подборка -
    замечательная тренировка для ребят и подспорье для учителя, которому не нужно тратить время на составление тренировочных упражнений.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный1 мая 2016 г., 11:10

    Здравствуйте,хочу проверить задание 7,а там вопросительные знаки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напишите свой эл. адрес - вышлю ответы туда.

      Удалить
    2. Анонимный9 мая 2016 г., 13:40

      indira-zangieva2012@yandex.ru

      Удалить
  6. Анонимный31 мая 2016 г., 6:34

    Здравствуйте,хочу проверить задание 7,а там вопросительные знаки?

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный3 июня 2016 г., 7:23

    Как правильно заменить словосочетание "Звёздный свет", я написала на экзамене "Свет звёзд", но боюсь, что в компьютер вбит вариант"Свет звезды" Будет ли это считаться за ошибка?

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный3 июня 2016 г., 8:11

    Я написала к Аллиному дому, а не к Алкиному дому это будет считаться за ошибку?

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный5 июня 2016 г., 8:30

    Подскажите, пожалуйста, согласование "парижских сражений" можно заменить на управление "сражений Парижа"?

    ОтветитьУдалить
  10. У меня вопрос по самому первому словосочетанию- "кружевной шарф". Я тоже считаю, что это шарф из кружева. А мой сын на ОГЭ написал, что это "шарф с кружевами", я с ним спорила, но это оказался правильный ответ. Как так может быть?

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!