суббота, 30 мая 2015 г.

ОГЭ 15.3 Сочинение на тему "Что такое нравственный выбор" по тексту А.Г.Алексина из Открытого банка заданий (ФИПИ)

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания "нравственный выбор"? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР".









Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



ТЕКСТ 

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно... (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих
одноклассников:
– (17)Как пишется «в течение»?
(18)Ему отвечали.
– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих
руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире...
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?
– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали
пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился
с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно
с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
– (42)Ну что... ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?
 (По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.


СОЧИНЕНИЕ

          Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

          Один из героев текста А.Г.Алексина, Ваня Белов, в критической ситуации сделал свой нравственный выбор: он взял на себя вину друга, Сени Голубкина, который из страха остаться на второй год украл из учительской несколько тетрадей с районным диктантом. Ваня бесстрашно сознался в содеянном перед директором. Он совершил этот благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс. Ваня поступил по законам дружбы.

          Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец - по законам чести.

         Таким образом, человек очень часто оказывается в ситуации выбора. И принятие решения во многом зависит от его моральных устоев. (183 слова)

16 комментариев:

  1. Спасибкии������всё круто!��✌

    ОтветитьУдалить
  2. Я не поняла про главную тему. Она по-моему не раскрыта. А так сочинение на 5!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если тема сочинения не раскрыта, 5 поставить нельзя ))

      Удалить
  3. Анонимный18 мая 2016 г., 12:29

    Марина Анатольевна, я увидел у вас допустили ошибку.мне кажется, во 2-м абзаце в предпоследнем предложении нужно поставить запятую перед словом "потому". в следующий раз будьте внимательнее)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный19 мая 2016 г., 5:10

      Марина Анатольевна, там правда есть ошибка. Интонация в предложении делается на "совершил поступок", следовательно, запятая должна стоять перед "потому"

      Удалить
  4. Анонимный1 июня 2016 г., 18:09

    Аноним прав

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный1 июня 2016 г., 18:11

    Это сложноподчиненние предложение с союзом потому что, запятая в котором ставится перед союзом а не после. Исправьте пожалуйста. А сочинение в общем хорошее)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если придаточное предложение соединено с главным при помощи составного подчинительного союза, то место запятой зачастую определяется самим пишущим - в зависимости от конкретных целей высказывания. Можно написать так: Он совершил этот благородный поступок, потому что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс (акцент на результат) или так: Он совершил этот благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс (акцент на причину). Подробнее читайте тут: http://gramma.ru/RUS/?id=13.31

      Удалить
  6. Анонимный2 июня 2016 г., 6:02

    Спасибо вам Марина Анатольевна))

    ОтветитьУдалить
  7. 3 микротема-полностью раскрыта?

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный10 июня 2016 г., 20:45

    Это называется сочинением?!! Для 13 лет очень неплохо, но автор явно старше! Сочинение, как вид самостоятельной творческой деятельности учащегося, предполагает несравненно более глубокое погружение в тему. А это лёгкое пояснение в связи...., дополненное краткой иллюстрацией. Хорошо для устного ответа. А за "сочинение" надо ставить "2" .

    ОтветитьУдалить
  9. Знаете, сочинение написано по всем требованиям к сочинению на морально-этическую тему в 9 классе. Какой глубины Вам конкретно хочется? Аргументы приведены правильно, второй из литературного произведения с конкретным пояснением анализируемого понятия. Если Вы понимаете сочинение по русскому языку типа 15.3 иначе, может быть, стоит обратиться к материалам ФИПИ, к составителям КИМов, к критериям оценивания, а не утверждать голословно, что сочинение не состоялось!

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!