среда, 11 ноября 2015 г.

ОГЭ 3 сочинения по тексту В.Т.Шаламова про детскую тетрадь (ОБЗ 2016)

15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Л. А. Вве­ден­ской: «Бо­гат­ство языка опре­де­ля­ет­ся и смыс­ло­вой на­сы­щен­но­стью слова, ко­то­рая создаётся яв­ле­ни­я­ми мно­го­знач­но­сти и си­но­ни­ма­ми».







          Говоря о богатстве языка, Л. Введенская отмечает, что оно проявляется не столько в количестве слов, сколько в их возможности сочетаться друг с другом благодаря смысловой насыщенности. Например, многие русские слова имеют не одно значение, а несколько. Именно благодаря этому возникают слова-синонимы (обозначающие одно и то же, но по-разному), а также многозначные. Найдём примеры указанных слов в тексте В.Т.Шаламова .

          Читая текст, мы замечаем, что писатель неоднократно употребляет ряды синонимов. Например, в предложении 2, характеризуя действия автора рисунков, В.Т.Шаламов использует три синонимичных наречия: "прилежно, тщательно и трудолюбиво". А в предложении 21 для описания неба прозаик подбирает синонимичные прилагательные "свежее, чистое и ясное". Каждый синоним имеет свой оттенок значения, поэтому помогает автору создать более яркие и точные образы.

          Теперь обратимся к предложению 12, в котором есть многозначное слово "грозная". Это прилагательное имеет три лексических значения: 1 - жестокий, свирепый, суровый; 2 - содержащий в себе угрозу; 3 - внушающий страх, ужас. И только по контексту мы понимаем, в каком из этих трёх значений автор употребил данное прилагательное.

          Таким образом, мнение лингвиста Л.А.Введенской трудно оспорить: богатство языка заключается в словах, имеющих не одно, а много значений и их оттенков. Именно поэтому русский язык считается одним из самых богатых языков мира. (197 слов) 

            

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фразы из тек­ста: «Это была гроз­ная тет­радь — она по­ра­зи­ла меня». 


          Смысл фразы, взятой из текста В.Т.Шаламова, я понимаю так: школьная тетрадь, которую нашёл рассказчик, произвела на него неизгладимое впечатление, так как рисунки, сделанные в ней ребячьей рукой, никак не ассоциировались у героя с детством и поэтому вызывали смятение и страх. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста.

          Сравнивая рисунки в найденной тетради с собственными, рассказчик отмечает между ними большую разницу: героями его рисунков в основном были сказочные персонажи (предложения 4-10), что свидетельствовало о счастливом, безмятежном детстве, светлые воспоминания о котором герой надолго сохранил в своей памяти. На рисунках же незнакомого ребёнка рассказчик увидел заборы с колючей проволокой, караульные вышки, часовых с винтовками, солдат, овчарок (предложения 14-19). Судя по всему, ребёнок запечатлел на бумаге то, что видел каждый день. Мне кажется, что детство незнакомого мальчика вряд ли было счастливым, если он рисовал такие мрачные сюжеты...

          Таким образом, "грозная тетрадь" не только оставила в душе рассказчика глубокий след, но и дала ему понять, что детство далеко не каждого ребёнка может быть безоблачным и радостным. (163 слова)

          

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние вы­ра­же­ния ВНУТ­РЕН­НИЙ МИР ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка».



          Внутренний мир человека - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Познать внутренний мир другого человека можно по его поступкам, увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п. Свои слова я могу подтвердить конкретными примерами.

          Обратимся к тексту В.Т.Шаламова. О внутреннем мире одного из героев - незнакомого мальчика - мы узнаём по его тетради с рисунками. Вместо радостных картинок глазами рассказчика мы видим нарисованные заборы, колючую проволоку, караульные вышки, часовых с винтовками, солдат, овчарок. Эти изображения никак не ассоциируются со счастливым детством. Благодаря рисункам мы понимаем, что этот ребёнок был лишён многих радостей, и эти лишения наложили на его внутренний мир отпечаток суровости.

          Отражением внутреннего мира поэта являются, конечно же, его стихи. Например, читая поэтические творения М.Ю.Лермонтова, такие, как "Парус", "Утёс", "И скучно и грустно...", "На севере диком...", мы понимаем, что внутренний мир автора этих строк наполнен одиночеством, тоской, отчаяньем, неудовлетворённостью собой.

          Таким образом, внутренний мир каждого человека - это тайна, надо приглядеться к тому, что и как он делает. (168 слов)


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Это была обык­но­вен­ная школь­ная тет­рад­ка для ри­со­ва­ния, най­ден­ная мною в куче му­со­ра. (2)Все её стра­ни­цы были раз­ри­со­ва­ны крас­ка­ми, при­леж­но, тща­тель­но и тру­до­лю­би­во. (3)Я перевёрты­вал хруп­кую на мо­ро­зе бу­ма­гу, за­ин­де­ве­лые яркие и хо­лод­ные на­ив­ные листы.

(4)И я ри­со­вал когда-то – давно это было, – при­мо­стясь у ке­ро­си­но­вой лампы на обе­ден­ном столе. (5)От при­кос­но­ве­ния вол­шеб­ных ки­сто­чек ожи­вал мёртвый бо­га­тырь сказ­ки, как бы спрыс­ну­тый живой водой. (6)Ак­ва­рель­ные крас­ки, по­хо­жие на жен­ские пу­го­ви­цы, ле­жа­ли в белой же­стя­ной ко­роб­ке. (7)Иван Ца­ре­вич на Сером Волке ска­кал по ело­во­му лесу. (8)Ёлки были мень­ше Се­ро­го Волка. (9)Иван Ца­ре­вич сидел вер­хом на Волке так, как эвен­ки ездят на оле­нях, почти ка­са­ясь пят­ка­ми мха. (10)Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки, вид­не­лись в синем звёздном небе.

(11)И чем силь­нее я вспо­ми­нал своё дет­ство, тем яснее по­ни­мал, что дет­ство моё не по­вто­рит­ся, что я не встре­чу и тени его в чужой ре­бя­че­ской тет­ра­ди.

(12)Это была гроз­ная тет­радь – она по­ра­зи­ла меня.

(13)Се­вер­ный город был де­ре­вян­ным, за­бо­ры и стены домов кра­си­лись свет­лой охрой, и ки­сточ­ка юного ху­дож­ни­ка чест­но по­вто­ри­ла этот жёлтый цвет везде, где маль­чик хотел го­во­рить об улич­ных зда­ни­ях, об из­де­лии рук че­ло­ве­че­ских.

(14)В тет­рад­ке было много, очень много за­бо­ров. (15)Люди и дома почти на каж­дом ри­сун­ке были ого­ро­же­ны жёлтыми ров­ны­ми за­бо­ра­ми, об­ви­ты­ми чёрными ли­ни­я­ми ко­лю­чей про­во­ло­ки. (16)Же­лез­ные нити казённого об­раз­ца по­кры­ва­ли все за­бо­ры в дет­ской тет­рад­ке.

(17)Около за­бо­ра сто­я­ли люди. (18)Они не были ни кре­стья­на­ми, ни ра­бо­чи­ми, ни охот­ни­ка­ми – это были кон­вой­ные и ча­со­вые с вин­тов­ка­ми. (19)Дож­де­вые будки-грибы, около ко­то­рых юный ху­дож­ник раз­ме­стил кон­вой­ных и ча­со­вых, сто­я­ли у под­но­жья огром­ных ка­ра­уль­ных вышек, и на выш­ках хо­ди­ли сол­да­ты, бле­сте­ли вин­то­воч­ные ство­лы.

(20)Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка, но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.

(21)Яркая земля, од­но­тон­но-зелёная, и синее-синее небо, све­жее, чи­стое и ясное. (22)За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми, и это, ко­неч­но, не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на, цве­то­вые пе­ре­хо­ды, рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.

(23)Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра, крас­ки ко­то­ро­го не­обы­чай­но чисты
и ясны и не имеют по­лу­то­нов.

(24)И в зим­них ри­сун­ках ребёнок не отошёл от ис­ти­ны. (25)Зе­лень ис­чез­ла. (26)Де­ре­вья были чёрными и го­лы­ми. (27)Это были лист­вен­ни­цы,
а не сосны и ёлки моего дет­ства.

(28)Шла се­вер­ная охота; зу­ба­стая не­мец­кая ов­чар­ка на­тя­ги­ва­ла по­во­док, ко­то­рый дер­жал в руке Иван Ца­ре­вич. (29)Он был в шапке-ушан­ке во­ен­но­го об­раз­ца, в белом ов­чин­ном по­лу­шуб­ке, в ва­лен­ках и в глу­бо­ких ру­ка­ви­цах – кра­гах, как их на­зы­ва­ют на Даль­нем Се­ве­ре. (30)За пле­ча­ми Ивана Ца­ре­ви­ча висел ав­то­мат. (31)Голые тре­уголь­ные де­ре­вья были за­ты­ка­ны в снег.

(32)Ребёнок ни­че­го не уви­дел, ни­че­го не за­пом­нил, кроме жёлтых домов, ко­лю­чей про­во­ло­ки, вышек, ов­ча­рок, кон­во­и­ров с ав­то­ма­та­ми
и си­не­го-си­не­го неба. (33)Эта тет­радь для ри­со­ва­ния от­ра­жа­ла су­ро­вый внут­рен­ний мир юного ху­дож­ни­ка.


(По В.Т. Ша­ла­мо­ву)*

* * Ша­ла­мов Вар­лам Ти­хо­но­вич (1907–1982) – рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, про­за­ик, поэт.

2 комментария:

  1. Марина Анатольевна, спасибо вам за ваш труд. У меня вопрос об авторе цитаты. Это Введенская или Введенский?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! Конечно, лингвист Введенская )) Исправила ))

      Удалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!