понедельник, 25 января 2016 г.

ОГЭ Алгоритм выполнения задания 12 (знаки препинания в СПП)

В данной статье представлены следующие материалы:
1. алгоритм выполнения задания 12 (знаки препинания в СПП),
2. 4 примера алгоритма в действии,
3. трудные случаи задания 12,
4. перечень подчинительных союзов и союзных слов, встречающихся во всех вариантах задания 12 ОБЗ ФИПИ,
5. 24 варианта задания 12 из ОБЗ ФИПИ для самостоятельной работы,
6. материал для самопроверки.



Для успешного выполнения задания 12 предлагаю воспользоваться следующим АЛГОРИТМОМ:



Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи 
(сочинительная или подчинительная).

Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей (очень важно!), находим в каждой части грамматическую основу.

Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной.

Шаг 5. Записываем ответ.


Рассмотрим, как действует АЛГОРИТМ.

ПРИМЕР 1

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.


Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

Они молча от­да­ли ей пись­ма и по­хо­рон­ку. Анна Фе­до­тов­на ощу­па­ла каж­дый ли­сток,(1) удо­сто­ве­ри­лась,(2) что они под­лин­ные,(3) ак­ку­рат­но сло­жи­ла в шка­тул­ку и ска­за­ла:
— Маль­чик,(4) по­ставь шка­тул­ку на место. И за­двинь ящик плот­но,(5) чтобы я слы­ша­ла.


Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей находим в каждой части грамматическую основу.

Они молча от­да­ли ей пись­ма и по­хо­рон­ку. Анна Фе­до­тов­на ощу­па­ла каж­дый ли­сток,(1) удо­сто­ве­ри­лась,(2) (что они под­лин­ные),(3) ак­ку­рат­но сло­жи­ла в шка­тул­ку и ска­за­ла:
— Маль­чик,(4) по­ставь шка­тул­ку на место. И за­двинь ящик плот­но,(5) (чтобы я слы­ша­ла).  


Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

  • первое придаточное находится в середине главной части и выделяется двумя запятыми - 2 и 3.  

  • второе придаточное находится после главной части в конце предложения, поэтому выделяется одной запятой - 5.

Шаг 5. Записываем ответ: 235





ПРИМЕР 2

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те все цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.


Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

Когда у него,(1) у Вень­ки,(2) будет соб­ствен­ный сын,(3) он ни за что не ста­нет по­ку­пать ему ни­ка­ких пи­джа­ков. Он вни­ма­тель­но изу­чит,(4) в чём будут хо­дить дру­зья сына,(5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джин­сов­ку,(6) как у Пети Ко­мис­са­ро­ва: скром­ную,(7) с мно­го­чис­лен­ны­ми удоб­ны­ми кар­ма­на­ми на «мол­ни­ях» и кноп­ках.


Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.

(Когда у него,(1) у Вень­ки,(2) будет соб­ствен­ный сын),(3) он ни за что не ста­нет по­ку­пать ему ни­ка­ких пи­джа­ков. Он вни­ма­тель­но изу­чит,(4) (в чём будут хо­дить дру­зья сына),(5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джин­сов­ку,(6) как у Пети Ко­мис­са­ро­ва: скром­ную,(7) с мно­го­чис­лен­ны­ми удоб­ны­ми кар­ма­на­ми на «мол­ни­ях» и кноп­ках.

!!! как у Пети Ко­мис­са­ро­ва - это не придаточное, а сравнительный оборот, т.к. отсутствует грамматическая основа.


Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

  • первое придаточное находится перед главной частью в начале предложения и выделяется одной запятой, стоящей после придаточной части - 3.  

  • второе придаточное находится  в середине предложения, поэтому выделяется двумя запятыми - 4,5.


Шаг 5. Записываем ответ345




ПРИМЕР 3

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).


В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.



Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.


— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?
— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.

!!! Частица ЛИ может выступать в роли подчинительного союза, при этом она обычно удалена от запятой.



Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.

— Спа­си­бо,(1) — ска­зал На­за­ров,(2) — но я не за этим при­е­хал. У меня болен отец. Мы при­е­ха­ли в Моск­ву,(3) но в Москве я знаю толь­ко Вас,(4) и я хотел спро­сить,(5) (можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю)?
— Нет,(6) нет,(7) — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — Это не­удоб­но,(8) (по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра).


Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

  • первое придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 5.  

  • второе придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 8.


Шаг 5. Записываем ответ58



ПРИМЕР 4

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на  количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи  (сочинительная или подчинительная).

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.


Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.

Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка,(1) но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.
Яркая земля,(2) од­но­тон­но-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) све­жее,(5) чи­стое и ясное. За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми,(6) и это не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на,(7) цве­то­вые пе­ре­хо­ды,(8) рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.
Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра,(9) крас­ки ко­то­ро­го необы­чай­но чисты и ясны и не имеют по­лу­то­нов.

!!! Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой.


Шаг 3. Устанавливаем границы придаточных частей, находим в каждой части грамматическую основу.


Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка,(1) но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.
Яркая земля,(2) од­но­тон­но-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) све­жее,(5) чи­стое и ясное. За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми,(6) и это не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на,(7) цве­то­вые пе­ре­хо­ды,(8) рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.
Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра,(9) (крас­ки ко­то­ро­го необы­чай­но чисты и ясны и не имеют по­лу­то­нов).


Шаг 4. Обращаем внимание на расположение придаточной части по отношению к главной:

  • придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью - 9.  


Шаг 5. Записываем ответ: 9



Обратите внимание на ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ:

1. Придаточная часть может стоять не только после главной, но и перед ней. В этом случае подчинительный союз/союзное слово находится в начале предложения и его можно не заметить. Цифра, обозначающая запятую между частями СПП, при этом находится перед главной частью: (Когда ...), [...].
Поэтому всегда проверяйте начало предложения!

2. Если придаточная часть находится в середине главной, то она выделяется двумя запятыми:  [ ..., (когда ...),...]. 

!!! Чтобы безошибочно определиться с границами придаточной части, исключите её из предложения. Если оставшиеся части состыковались по смыслу, то границы выделены верно, если смысловой стыковки не произошло, то границы установлены неверно.


3. Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой, из-за этого придаточную часть можно не заметить:  [ ...], (... который ...).

4. В роли подчинительного союза может выступать частица ЛИ, которая тоже обычно удалена от запятой:  [ ...], (... ли ...).

5. Не путайте сравнительное придаточное со сравнительным оборотом

!!! Отличить их несложно:   в сравнительном придаточном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте её нет.




ПЕРЕЧЕНЬ подчинительных союзов и союзных слов, встречающихся во всех вариантах задания 12 ОБЗ ФИПИ:

будто
зачем
если (ежели)
как
какие
когда
который (в т.ч. падежные формы с предлогом или без)
ли
почему
потому что
что (в т.ч. падежные формы с предлогом или без, например, в чём)
чтобы, чтоб

!!! Полный список подчинительных союзов можно посмотреть тут.


А теперь выполните варианты задания 12, взятые из ОБЗ (ФИПИ), самостоятельно!


1. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Все дви­ну­лись к две­рям,(1) в клас­се оста­вал­ся толь­ко Пет­ру­ха Ва­си­льев,(2) ко­то­рый спо­кой­но,(3) ни на кого не об­ра­щая вни­ма­ния,(4) что-то писáл в тет­ра­ди.


2. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Когда Сеня,(1) пу­та­ясь и на­пря­га­ясь,(2) блуж­дал по ла­би­рин­там зна­ме­ни­тых чет­ве­ро­сти­ший,(3) Ваня стра­дал.


3. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

И война с этой ми­ну­ты уже не ка­за­лась маль­чи­ку за­бав­ной,(1) ни­че­го весёлого не было в том,(2) как па­да­ли люди. Война стала серьёзной и страш­ной,(3) и он впер­вые ис­пы­тал чув­ство стра­ха за близ­ко­го че­ло­ве­ка,(4) за того че­ло­ве­ка, (5) ко­то­ро­го ему все­гда не хва­та­ло.


4. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Я пришёл к По­жа­ло­сти­ным,(1) ска­зал,(2) в чём дело,(3) и по­про­сил эти доски по­ка­зать. Ста­руш­ка вы­но­сит доски,(4) завёрну­тые в чи­стый руш­ник. Я взгля­нул и замер.


5. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Отец и мама,(1) мне ка­жет­ся,(2) очень до­воль­ны,(3) что я не­вы­со­кий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остал­ся.


6. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Надо было хо­ро­шень­ко об­ду­мать,(1) как ска­зать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) по­взрос­ле­ла и ни­ко­гда боль­ше не сядет на раму его ве­ло­си­пе­да,(5) не по­едет с ним ка­тать­ся.


7. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Наиля по­смот­ре­ла на меня при­сталь­но,(1) по­ка­ча­ла го­ло­вой. Она не могла по­нять,(2) а я не мог объ­яс­нить ей,(3) что её голос менял зна­че­ние слов и самые обык­но­вен­ные слова зву­ча­ли как толь­ко что рождённые.


8. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Из­ви­нять­ся тебе перед ней придётся,(1) и так,(2) чтобы это от­ло­жи­лось в са­до­вой твоей го­ло­ве на­дол­го. Мы сей­час идём к ней,(3) ты из­ви­ня­ешь­ся и да­ришь ей цветы,(4) а иначе миру между нами не бы­вать.
Миром с дедом внук до­ро­жил,(5) и по­это­му он понял,(6) что не ми­но­вать ему ни из­ви­не­ния,(7) ни цве­тов.


9. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Мы,(1)как дрова,(2) тас­ка­ли на те­ле­гу стек­лян­ные пи­ра­ми­ды,(3) цир­ку­ли,(4) банки со зме­я­ми и ля­гуш­ка­ми.
Когда мы зашли в ма­га­зин за но­вы­ми охап­ка­ми по­со­бий,(5) Анна Ни­ко­ла­ев­на вдруг за­дум­чи­во про­го­во­ри­ла:
— День­ги-то ещё оста­лись. Чего бы ещё ку­пить?


10. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те все цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.
В ответ вы­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

В те дни,(1) о ко­то­рых я рас­ска­зы­ваю,(2) он драз­нил меня не­по­нят­ным про­зви­щем Кна­бель. Впро­чем,(3) Лёшкины драз­нил­ки были без­злоб­ные,(4) а по-на­сто­я­ще­му злил­ся он,(5) если к нему лезли под руку во время важ­ной ра­бо­ты. По­это­му я не стал со­вать­ся и раз­гля­ды­вать пугач,(6) а смир­но при­сел на укры­тую су­кон­ным оде­я­лом койку.


11. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

По­взды­хав,(1) за­ру­бив себе на носу же­сто­кий раз­мер от­вет­ствен­но­сти и ещё одно пра­ви­ло,(2) по ко­то­ро­му мама долж­на прий­ти сама вме­сте с тобой,(3) за­хва­тив при этом пас­порт,(4) мы вы­ле­те­ли на волю,(5) снова ликуя и тол­ка­ясь.


12. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Вска­раб­кав­шись на обрыв по узень­кой тропе,(1) они очу­ти­лись на за­бро­шен­ной вы­руб­ке. Это и был ма­лин­ник: запах ма­ли­ны,(2) жара и шме­ли­ное жуж­жа­ние...
Когда на­елись ма­ли­ны,(3) по­вер­ну­ли назад и по до­ро­ге ре­ши­ли зайти в ста­рый парк.
Одна из аллей шла в самый глу­хой угол парка. Там сто­я­ла быв­шая бар­ская кон­то­ра,(4) ко­то­рая смот­ре­ла на про­хо­жих пу­га­ю­ще чёрными пу­сты­ми ок­на­ми.


13. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

На­вер­ное,(1) ска­за­лось дав­нее и при­род­ное свой­ство рус­ских людей – со­пе­ре­жи­вать и со­стра­дать чу­жо­му горю; это пре­крас­ное ка­че­ство рус­ско­го на­ро­да,(2) ныне почти уте­рян­ное и раз­ба­за­рен­ное в его мас­со­вом эго­из­ме. Тогда это ка­че­ство было ещё живо,(3) и оно не раз со­гре­ва­ло люд­ские души... По­ду­май­те: ведь эти сол­да­ты-доб­ро­воль­цы из ста­лин­град­ско­го гар­ни­зо­на по­ни­ма­ли,(4) что,(5) спа­сая Нину,(6) каж­дую се­кун­ду могли быть по­гребёнными вме­сте с нею под об­ва­лом стены!


14. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

По­сту­ки­вая пал­кой,(1) к черёмухе под­хо­дил су­ту­лый,(2) худой ста­рик. Сняв шляпу,(3) он при­сло­нил­ся к ство­лу и слов­но за­дре­мал. Мне было слыш­но,(4) как он дышит,(5) по-стар­че­ски по­са­пы­вая.
Я ото­дви­нул­ся и тут за­ме­тил ещё двух че­ло­век. Они сто­я­ли,(6) при­жав­шись друг к другу,(7) – мо­ло­день­кий па­рень и де­вуш­ка.


15. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Дед был очень ста­рым и жил на па­се­ке. Домой он при­хо­дил в те ред­кие дни,(1) когда на ого­ро­де то­пи­ли про­копчённую,(2) по­ко­сив­шу­ю­ся бань­ку.
Дед сидел перед пче­ли­ным во­до­по­ем – перед же­лоб­ком,(3) по ко­то­ро­му текла вода. Пчёлы об­ле­пи­ли же­ло­бок и пили,(4) опус­кая хо­бот­ки в про­хлад­ную воду. Дед под­став­лял руку,(5) и вода сте­ка­ла ему в ла­донь. Он пил эту слад­ко­ва­тую пче­ли­ную воду.
Дед не стал есть го­сти­нец,(6) а отнёс его в шалаш.


16. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Лёша пе­чаль­но смот­рел,(1) как Вах­танг,(2) сде­лав не­сколь­ко «раз­ми­ноч­ных» дви­же­ний,(3) са­да­нул мо­лот­ком мимо гвоз­дя и за­пры­гал,(4) дуя на ушиб­лен­ные паль­цы. Забыв про Лёшу,(5) де­воч­ки бла­го­склон­но за­сме­я­лись: Вах­тан­гу про­ща­лось всё.


17. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те все цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Я живо пред­ста­ви­ла,(1) как они кри­чат,(2) какие у них ехид­ные,(3) злые глаза. В нашем от­ря­де почти все ста­ро­жи­лы,(4) они знают,(5) что такое кон­курс кра­со­ты!


18. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Мама всё ещё от­сут­ству­ет,(1) её нет со мной.
Ти­хонь­ко до­тра­ги­ва­юсь до ма­ми­ной руки,(2) и вдруг она,(3) обыч­но такая сдер­жан­ная,(4) креп­ко-креп­ко,(5) до боли,(6) об­ни­ма­ет меня,(7) при­жи­ма­ет к себе,(8) будто бо­ит­ся,(9) что меня могут от­нять у неё,(10) за­брать,(11) уве­сти.


19. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Мо­дель сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке,(1) ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва,(2) очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. Во­круг неё на фоне стек­лян­ных шка­фов,(3) схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.
Вах­танг Тур­ма­нид­зе,(4) строй­ный ги­гант в тре­ни­ро­воч­ных брю­ках,(5) объ­яс­нял де­воч­кам,(6) что такое хук и ап­пер­кот,(7) на­халь­но до­тра­ги­ва­ясь сво­и­ми ку­ла­чи­ща­ми до их неж­ных под­бо­род­ков.


20. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Ежели не­пре­мен­но хо­ти­те,(1) так да­вай­те лучше бе­се­доч­ку стро­ить. Во­ло­дя за­мет­но важ­ни­чал: долж­но быть,(2) он гор­дил­ся тем,(3) что при­е­хал на охот­ни­чьей ло­ша­ди,(4) и при­тво­рял­ся,(5) что очень устал.


21. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Чтобы хо­ро­шо учить­ся,(1) до глу­бо­кой ночи за уро­ка­ми си­де­ла. Ещё очень лю­би­ла Оля книж­ки чи­тать,(2) жаль,(3) что вре­ме­ни на них почти не оста­ва­лось. Утром вста­ва­ла рано,(4) до свету,(5) – курам за­дать корма,(6) то да сё,(7) потом млад­ших бу­ди­ла,(8) в школу со­би­ра­ла.


22. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

И я сна­ча­ла в са­ди­ке,(1) а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти. Всё бы ни­че­го (мало ли у кого какие отцы!),(2) но мне было не­по­нят­но,(3) зачем он,(4) обыч­ный сле­сарь,(5) ходил к нам на утрен­ни­ки со своей ду­рац­кой гар­мош­кой. Играл бы себе дома и не по­зо­рил ни себя,(6) ни свою дочь! Часто сби­ва­ясь,(7) он то­нень­ко,(8) по-жен­ски,(9) ойкал,(10) и на его круг­лом лице по­яв­ля­лась ви­но­ва­тая улыб­ка.


23. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Вот по­че­му,(1) когда наш учи­тель по ри­со­ва­нию,(2) Эд­мунд Ан­то­но­вич,(3) почти перед самым окон­ча­ни­ем вто­рой чет­вер­ти объ­явил,(4) что на сле­ду­ю­щем уроке у нас будет ри­су­нок на оцен­ку,(5) я понял бес­по­во­рот­но,(6) что сто­ли­цы не ви­дать как своих ушей.


24. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Нет,(1) не знали в осаждённом Ле­нин­гра­де таких ди­ко­вин­ных супов,(2) со­всем дру­гие супы в Ле­нин­гра­де. При­го­тов­ля­ли их из ди­ко­рас­ту­щих трав,(3) ко­то­рые не­ред­ко бы­ва­ли горь­ки­ми,(4) вя­жу­щи­ми. Ошпа­ри­ва­ли их ки­пят­ком,(5) вы­па­ри­ва­ли и тоже ис­поль­зо­ва­ли для еды.




МАТЕРИАЛ  ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1-2
2-3
3-25
4-23
5-34
6-12
7-3
8-26
9-5
10-125
11-24
12-34
13-4
14-4
15-13
16-1
17-125
18-89
19-167
20-1345
21-13
22-3
23-1456
24-3

Читайте также АЛГОРИТМ выполнения задания 12 (знаки препинания в ССП)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть мнение по этому поводу? Поделись!