четверг, 6 октября 2016 г.

ЕГЭ Лайфхак по выполнению задания 1 экзаменационного теста (определение главной мысли текста)

Друзья, в этой статье я научу вас легко и быстро выполнять не совсем простое задание 1 теста ЕГЭ. 

Напомню, что оно связано с определением главной информации текста.

Рассмотрим один из вариантов этого задания.








ЗАДАНИЕ

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

ТЕКСТ

(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется "природа" чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<...> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА

1) По на­блю­де­ни­ям ис­сле­до­ва­те­лей, у че­ло­ве­ка, по­лу­ча­ю­ще­го ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, со­зна­ние при­вы­ка­ет ра­бо­тать с боль­ши­ми тек­ста­ми.

2) Со­глас­но на­блю­де­ни­ям ис­сле­до­ва­те­лей, по­лу­чая ин­фор­ма­цию в Сети, со­вре­мен­ный че­ло­век те­ря­ет спо­соб­ность кон­цен­три­ро­вать­ся и за­по­ми­нать ком­по­зи­цию об­ра­зов и идей, си­стем­но мыс­лить, ви­деть в хаосе слу­чай­ных эле­мен­тов струк­ту­ру и за­ко­но­мер­ность.

3) У со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, по­лу­ча­ю­ще­го ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся «при­ро­да» чте­ния: со­зна­ние при­вы­ка­ет ра­бо­тать с боль­ши­ми тек­ста­ми, по­это­му раз­ви­ва­ет­ся навык вни­ма­тель­но­го чте­ния, а навык ска­ни­ру­ю­ще­го чте­ния, на­про­тив, де­гра­ди­ру­ет.

4) Учёные уста­но­ви­ли, что у че­ло­ве­ка, по­лу­ча­ю­ще­го ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся «при­ро­да» чте­ния: навык по­верх­ност­но­го, ска­ни­ру­ю­ще­го чте­ния раз­ви­ва­ет­ся, а навык вни­ма­тель­но­го чте­ния длин­но­го тек­ста ис­че­за­ет, так как со­зна­ние от­вы­ка­ет ра­бо­тать с боль­ши­ми тек­ста­ми.

5) Со­зна­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый по­лу­ча­ет ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся: оно от­вы­ка­ет ра­бо­тать с боль­ши­ми тек­ста­ми, со­от­вет­ствен­но, ме­ня­ет­ся и «при­ро­да» чте­ния: навык по­верх­ност­но­го, ска­ни­ру­ю­ще­го чте­ния раз­ви­ва­ет­ся, а навык вни­ма­тель­но­го чте­ния длин­но­го тек­ста ис­че­за­ет.



Обычно данное задание выполняется по следующему алгоритму:
  • шаг 1 - читаем текст и в каждом предложении выделяем основную мысль;
  • шаг 2 - формулируем главную мысль всего текста и выбираем те два варианта ответа, которые её содержат.

Вроде всё просто, но, как показывает практика, выпускники часто промахиваются с одним из ответов, т.е. выбирают один верный и один неверный.

В связи с этим мною было проведено небольшое расследование, и сейчас я хочу поделиться с вами своими наблюдениями.

Итак, что я сделала?

Я взяла несколько вариантов задания 1 и сравнила те ответы, которые являются верными.

И вот что я обнаружила: оба варианта ответа очень похожи, т.е. в них используются практически одинаковые или синонимичные фрагменты предложения. Разница лишь в их расположении.

Сейчас я вам это продемонстрирую.Сравним правильные варианты ответа в выбранном мной задании - 4 и 5. 



Для удобства одинаковые фрагменты я выделила одним и тем же цветом.


4) Учёные уста­но­ви­ли, что у че­ло­ве­ка, по­лу­ча­ю­ще­го ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся «при­ро­да» чте­ния: навык по­верх­ност­но­го, ска­ни­ру­ю­ще­го чте­ния раз­ви­ва­ет­ся, а навык вни­ма­тель­но­го чте­ния длин­но­го тек­ста ис­че­за­ет, так как со­зна­ние от­вы­ка­ет ра­бо­тать с боль­ши­ми тек­ста­ми.

5) Со­зна­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый по­лу­ча­ет ос­нов­ную ин­фор­ма­цию в Сети, ме­ня­ет­ся: оно от­вы­ка­ет ра­бо­тать с боль­ши­ми тек­ста­ми, со­от­вет­ствен­но, ме­ня­ет­ся и «при­ро­да» чте­ния: навык по­верх­ност­но­го, ска­ни­ру­ю­ще­го чте­ния раз­ви­ва­ет­ся, а навык вни­ма­тель­но­го чте­ния длин­но­го тек­ста ис­че­за­ет.


Как видите, содержание обоих ответов абсолютно одинаковое )) Запомните эту хитрость ))

Поделюсь ещё одним наблюдением: как правило, очень короткие варианты ответа не содержат основную мысль текста, поэтому их можно исключить сразу (обычно их 1 - 2). В выбранном мной задании это вариант под № 1.


Таким образом, АЛГОРИТМ выполнения задания 1 теста ЕГЭ будет таким:
  • шаг 1 - читаем текст и выделяем ключевые слова в каждом предложении; 
  • шаг 2 - из предложенных вариантов ответа исключаем самые короткие; 
  • шаг 3 - в оставшихся вариантах ищем те, которые содержат ключевые слова текста и которые наиболее похожи друг с другом. 

В моей практике были такие ученики, которые, зная озвученный мной секрет выбора верных вариантов ответа, безошибочно находили их, не читая при этом исходного текста. 

Но всё же я не рекомендую так делать. Читать текст надо обязательно. Это придаст вам уверенности в своём выборе. 

Ну а сейчас вы можете испытать мой алгоритм на практике, выполнив на сайте "Решу ЕГЭ" 37 вариантов задания 1, взятых из экзаменационных тестов прошлых лет. 

Желаю вам только правильных ответов! 

Помогли ли вам эти советы справиться с заданием 1 или нет? 
Напишите свои отзывы в комментариях.


2 комментария:

Есть мнение по этому поводу? Поделись!