понедельник, 19 декабря 2016 г.

ЕГЭ Подготовка к заданию 23 (Средства связи предложений в тексте)

В этой статье вы узнаете:

какие изменения произошли в формулировке задания 23 в 2016-2017 учебном году (по материалам последнего сборника И.П.Цыбулько);


какие средства связи предложений в тексте чаще всего требуется найти в задании 23 ЕГЭ;

на что нужно обращать особое внимание при выполнении задания 23 ЕГЭ.

В конце статьи - ссылки на просмотр и скачивание авторской таблицы с теорией к заданию 23 и на практику.


Итак, начнём.

Вопрос 1 Какие изменения произошли в формулировке задания 23 в 2016-2017 учебном году?

Обычно задание 23 звучит примерно так:

👉 Среди предложений 13-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и формы слова. Напишите номер этого предложения.


Но в сборнике И.П.Цыбулько 2017 года появилась и иная формулировка (я назвала её обратной):

👉 Укажите средство связи, при помощи которого предложение 22 связано с предыдущим.


Подобных заданий немного, но они есть. Так что будьте готовы и к такому повороту. 

Хочу также заметить, что выполнить такое задание без знания теории будет непросто.


Вопрос 2 Какие средства связи предложений в тексте чаще всего требуется найти в задании 23 ЕГЭ?

Так как существует множество различных средств, связывающих предложения в тексте, я решила изучить экзаменационные материалы прошлых лет (+ сборники И.П.Цыбулько) и выписать все термины, встречающиеся именно в них. 

Вот что у меня получилось:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  • лексический повтор
  • однокоренные слова
  • синонимы (в том числе контекстные)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  • местоимения (личные, указательные, определительные, притяжательные)
  • наречия (в том числе указательные)
  • союзы (сочинительные, подчинительные)
  • частицы
  • междометия
  • формы слова

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  • вводные слова
Так что при подготовке я советую ориентироваться именно на эти понятия.


Вопрос 3 На что нужно обращать особое внимание при выполнении задания 23 ЕГЭ.

Очень внимательно прочитайте всё то, что я напишу ниже! Это поможет вам избежать ошибок в задании 23.


1. Читая задание, обращайте внимание на то, сколько предложений вам нужно найти: одно или несколько. 

Чаще всего формулировка неопределённая, например: 
  • Среди пред­ло­же­ний 21–30 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ... .
Поэтому тщательно просматривайте предложенный для анализа фрагмент текста, так как один неверный или недостающий номер обернётся для вас потерей балла.


2. Также при чтении задания обращайте внимание на количество указанных средств связи.

Сравните:
  • Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова и лексического повтора.
  • Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова и лексических повторов.
Разница очевидна! 
В первом случае в найденном предложении лексический повтор должен быть один, во втором случае - 2 и более.

Подобная ловушка есть в задании 23 сборника И.П.Цыбулько 2017 года (вариант 4)


3. Будьте внимательны с местоимениями! Не путайте средства связи, выраженные личными местоимениями!

Сравните:

Пример 1
👉 Целый день старая женщина читает эту надпись. Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (пример из сборника И.П.Цыбулько 2017)

Средство связи предложений в данном примере - личное местоимение.

Признаки этого средства:

  • чаще всего употребляются местоимения 3 лица (он, она, оно, они, в том числе их падежные формы);
  • в предыдущем предложении обязательно должно находиться существительное, вместо которого употреблено данное местоимение.

Пример 2
👉 Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (пример из сборника И.П.Цыбулько 2017, вариант 5)

Средство связи предложений в данном примере - формы слова.

Признаки этого средства:
  • обычно формы слова отличаются окончаниями (напримерправил/о - правил/ами, чётк/ая - чётк/ими, следу/ет - следу/ю)
  • но формы личных местоимений существенно отличаются друг от друга: я - меня, мы - нас, ты - тебя, вы - вами, он - его, она - ей, они - их и т.п.                                                

Пример 3
👉 Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьёв. Я мог лежать в поле, лететь среди облаков...

Средство связи предложений в данном примере - лексический повтор, выраженный личным местоимением.

Признак этого средства:
  • в обоих предложениях повторяется одно и то же слово в одинаковой форме с целью привлечь к ним особое внимание.                                            


ТЕОРИЮ к заданию 23 вы найдёте в АВТОРСКОЙ ТАБЛИЦЕ

Перейти к ПРАКТИКЕ.



Дорогие коллеги!

Ни для кого не секрет, что наша работа требует постоянной самоотдачи. Поэтому периодически мы чувствуем упадок сил, раздражительность и нервное напряжение. Очень важно - не запускать это состояние и реагировать вовремя. Иначе оно будет только усугубляться и расти, как снежный ком.

Предлагаю вам пройти этот короткий тест и узнать, какой уровень энергии у вас сейчас, и самое главное - что с этим делать.


Никто не позаботится о нашем эмоциональном состоянии, кроме нас самих. А хорошее самочувствие очень важно при любых обстоятельствах ))




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Есть мнение по этому поводу? Поделись!