воскресенье, 19 февраля 2017 г.

ОГЭ Сочинение 15.3 на тему "Что такое нравственный выбор" по тексту Ю.Домбровского из ОБЗ ФИПИ


Данное сочинение написано по одному из текстов, опубликованных в ОБЗ ФИПИ.

Напоминаю, что именно из материалов ОБЗ ФИПИ будут формироваться КИМы ОГЭ-2017!




15.3 Как вы понимаете значение словосочетания "нравственный выбор"? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР".

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



СОЧИНЕНИЕ

          Нравственный выбор – это решение, которое принимает человек, руководствуясь собственной совестью, жизненными принципами, представлениями о добре и зле. Порой сделать нравственный выбор очень непросто, для этого требуются усилия души и разума. Рассмотрим это на конкретных примерах.

          Главный герой текста Ю.Домбровского Зыбин не сразу принял верное решение. Ему понадобилось целых семь мучительных дней, чтобы в конце концов осознать всю бесчеловечность своего поступка - сделать из живого существа сувенир. День за днём наблюдая за животным, Зыбин понял, что обрекает его на страдания и медленное умирание. Герой текста оказался человеком, неравнодушным к чужой боли, поэтому он принял решение прекратить издевательства над крабом и отпустить его обратно в море, надеясь, что он обязательно выживет. 

          В непростой ситуации выбора оказался и Петр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Вспомним сцену, когда Пугачёв предложил Гринёву верно служить ему.  На какое-то время он заколебался, не знал, что ответить самозванцу, ведь от этого зависела его жизнь. Но всё-таки после раздумий чувство долга в молодом офицере восторжествовало над человеческой слабостью. Прямой и честный ответ пленника вызвал у Пугачёва уважение и побудил проявить к нему милость - отпустить на свободу. Так, правильно принятое решение помогло Гринёву не только с достоинством выйти из сложной ситуации, но и сохранить свою жизнь.
          
          Таким образом, делая нравственный выбор в трудных ситуациях, нужно думать о последствиях своего поступка, прислушиваться к голосу совести и не терять человеческий облик. (221 слово)


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)В тот день на бе­ре­гу моря Зыбин всё-таки до­стал краба. (2)Краб был страш­но боль­шой и плос­кий, и, при­смот­рев­шись, на нём можно было раз­гля­деть бугры и ко­люч­ки, какие-то швы, зуб­ча­тые гре­беш­ки. (3)Если его за­су­шить, по­лу­чит­ся, на­вер­ное, пре­крас­ный су­ве­нир!
(4)Краб не­де­лю про­си­дел под кро­ва­тью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кро­ва­ти, и, когда кто-ни­будь на­кло­нял­ся над ним, он с гроз­ным бес­си­ли­ем вы­став­лял вперёд за­зуб­рен­ную клеш­ню. (6)На тре­тий день около усов по­ка­за­лась пена, но, когда Зыбин к нему при­тро­нул­ся, краб пре­боль­но, до крови, за­клеш­нил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой за­дви­нул краба к самой стене — вот он там и сидел сна­ча­ла, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрну­лись белой плёнкой, но толь­ко Зыбин при­тро­нул­ся к нему, как он вы­бро­сил вперёд всё ту же страш­ную и бес­по­мощ­ную клеш­ню.
(9)На пан­ци­ре тоже по­яви­лось что-то вроде пле­се­ни.
(10)На седь­мой день Зыбин утром ска­зал Лине:
– (11)Всё, боль­ше я не могу — ве­че­ром я его вы­пу­щу.
(12)Она от­ве­ти­ла:
– (13)И я пойду с вами.
(14)Они до­го­во­ри­лись встре­тить­ся на на­бе­реж­ной.
(15)Когда стем­не­ло и она по­до­шла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин ска­зал:
– (18)Вот уж не думал ни­ко­гда, что во мне сидит такой скот! (19)Об­речь кого-то на мед­лен­ное и му­чи­тель­ное уми­ра­ние! (20)Ни­ко­гда бы не по­ве­рил, что спо­со­бен на такое! (21)Я думал: по­си­дит, заснёт, как рыба. (22)А боль я дол­жен был по­ни­мать… (23)Этим нель­зя пре­не­бре­гать...
– (24)Слу­шай, — пре­рва­ла его Лина, на­кло­ня­ясь над шля­пой. — (25)Ещё бы день, и он был бы готов.
(26)Он за­ка­тал до колен брюки и вошёл в воду.
– (27)Да, — ска­зал он. — (28)Ко­неч­но! (29)Но боль­ше я уже не могу. (30)У каж­до­го скот­ства есть какой-то есте­ствен­ный пре­дел. (31)А я перешёл его.
(32)Он на­кло­нил­ся над водой и опро­ки­нул шляпу. (33)Под све­том фо­на­ри­ка по бе­ло­му под­вод­но­му пе­соч­ку бе­га­ли свет­лые из­ви­ли­стые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остал­ся.
– (35)Мёртв, — ска­за­ла Лина, под­няв на Зы­би­на обес­ку­ра­жен­ный взгляд.
– (36)Да, — тя­же­ло со­гла­сил­ся он. — (37)Позд­но. (38)Ещё вчера... — (39)Смот­ри, смот­ри!
(40)Спер­ва за­ра­бо­та­ли ноги. (41)Краб пе­ре­вер­нул­ся, мед­лен­но, с тру­дом под­нял­ся. (42)Встал, от­ды­хая и от­хо­дя. (43)Он стоял, боль­шой, ко­ря­вый, стоял и на­би­рал­ся сил. (44)И как-то сразу же про­па­ли все белые пятна.
– (45)Будет жить, — ска­зал Зыбин твёрдо.
(46)Какая-то мел­кая рыбёшка при­плы­ла, сверк­ну­ла го­лу­бой ис­крой и сго­ре­ла в луче фо­на­ря, ис­чез­ла.
(47)Тогда краб дви­нул­ся. (48)Он пошёл не­ук­лю­же, кря­жи­сто, как танк. (49)Шёл и слег­ка ша­тал­ся. (50)Прошёл не­мно­го и оста­но­вил­ся.
– (51)Будет жить, — по­вто­рил Зыбин. — (52)Будет жить!

(По Ю. Дом­бров­ско­му) *

Дом­бров­ский Юрий Оси­по­вич (1909 — 1978) — рус­ский про­за­ик, поэт, ли­те­ра­тур­ный кри­тик.



2 комментария:

  1. "Пугачёв предложил Петруше верно служить ему..." Разве это не ошибка? Я что-то не помню, чтобы Пугачёв называл Гринёва Петрушей

    ОтветитьУдалить
  2. "Пугачёв предложил Петруше верно служить ему..." Разве это не ошибка? Я что-то не помню, чтобы Пугачёв называл Гринёва Петрушей.

    СПАСИБО, что услышали

    ОтветитьУдалить

Есть мнение по этому поводу? Поделись!